+7 (8634) 431-132

Актуализация правил паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса

Обновлено 27 декабря 2022 - 1 год назад

С 26 декабря 2022 года распоряжением Правительства РФ от 03.12.2022 № 3722-р обновлена форма паспорта безопасности на оборудование энергетики, нефтедобычи, нефте- и газоснабжения. Добавлен пункт 11 "Состав и вид инженерно-технических средств охраны (далее - ИТСО), которыми должен быть оснащен объект". Изменения вступят в силу с 1 сентября 2024 года и будут действовать до 1 января 2028 года. Необходимо выяснить, какие ИТСО теперь учитываются при оценке рисков на объекте ТЭК и какими марками систем безопасности чаще всего занимаются профильные эксперты. Конечная цель исследования - выяснить, насколько российские производители ИТСО могут использовать обновление паспортов безопасности для продвижения своей продукции в аспекте импортозамещения.

Органы по сертификации (экспертные организации), разрабатывающие и утверждающие паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".

В качестве легенды для обращения к организации была использована тюменская компания, занимающаяся хранением и транспортировкой нефтепродуктов. Опасный объект, для которого требовалось обновление паспорта безопасности, представлял собой склады площадью от 1500 до 3000 кв. м, расположенные в разных регионах страны (Сибирь, Тюменская область), оборудованные в соответствии с СП 155.13130.2014 "Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности" следующими системами (зарубежного и российского производства):

  • автоматическая пожарная сигнализация и системы пожаротушения;
  • система сигнализации;
  • противопожарная защита (внутренняя, внешняя).

А также системы контроля и управления доступом, видеонаблюдение, мониторинг утечек воды и газа.

ВАЖНО: Стоимость обновления паспорта безопасности определяется на основе анкетирования, после чего компания формирует коммерческое предложение для заказчика.

Для формирования коммерческого предложения три компании из семи опрошенных запросили информацию об объекте: какая категория была присвоена ранее, функциональное назначение объекта, протяженность охранного периметра/зоны, количество рабочих смен.

Для разработки документов необходимо предоставить предыдущие акты обследования, подписанные АТК и предписанием Росгвардии, чтобы понять, какие меры были заложены и что было реализовано в плане безопасности на момент обновления паспорта.

Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса - требования и критерии

Требования к безопасности предприятий ТЭК регулируются двумя основными нормативными актами - Федеральным законом от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (с изменениями от 28 июня 2022 г. № 230-ФЗ), определяющим основы государственной политики в этой области, и ПП № 460 от 05.05.2012, устанавливающим порядок разработки и актуализации паспорта безопасности топливно-энергетического комплекса.

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 460 "Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса" (ред. от 10.09.2016) устанавливает основания для актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, а также порядок взаимодействия с государственными органами в процессе актуализации.

Среди причин актуализации можно выделить шесть (6) основных, а именно: изменение:

- основная деятельность объекта;

- общая площадь и периметр участка;

- количество потенциально опасных зон и критически важных элементов, схемы проникновения нарушителей на объект;

- базовые угрозы для критических элементов объекта;

- составляющие организации безопасности и охраны объекта (включая пропускной и внутриобъектовый режимы) и инженерно-технические средства его защиты (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), влияющие на эффективность системы физической защиты объекта.

Для категорирования объекта учитывается степень важности объекта, экономические последствия в случае аварии, возможные человеческие жертвы, критические характеристики, возможная опасность, уязвимость. В состав комиссии должны входить сотрудники Министерства энергетики, руководитель объекта, представители службы ГО и ЧС, сотрудники пожарной и промышленной безопасности, представители секретного отдела (если таковой имеется).

Паспорт безопасности содержит комплекс обязательных мер по предотвращению преступных посягательств. К ним относятся: ограждение объектов, установка систем видеонаблюдения, организация пунктов охраны и другие. Документ содержит вполне конкретные данные и различные сведения об объекте, и они могут привлечь пристальное внимание террористических организаций. Поэтому при использовании данного документа и его составлении необходимо предотвратить утечку информации. Согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона № 256, доступ к данным паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса ограничен.

Уполномоченные органы имеют право проверять актуальность информации в паспорте. Они проводят как плановые, так и внеплановые проверки, предварительно уведомив об этом руководителя ТИК. В случае плановой проверки и выявления нарушений законодательства руководитель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях или Уголовным кодексом Российской Федерации. Руководителю ТИК следует помнить о двух основных статьях, нарушение которых может повлечь за собой наказание:

- КоАП РФ "Статья 20.30. Нарушение требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса";

- Уголовный кодекс Российской Федерации "Статья 217.1. Нарушение требований к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса".

Нововведения в паспорте защиты объекта

Распоряжением Правительства РФ от 03.12.2022 № 3722-р "Об утверждении формы паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса" установлена форма паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, обязательная для применения субъектами топливно-энергетического комплекса.

Новая форма паспорта содержит больше разделов, а требования к описанию данных ужесточены. Так, в первый раздел формы добавлены два пункта, в которых необходимо указать, есть ли на предприятии филиал пожарной части и пожарной охраны. Филиал может быть как государственным, так и региональным или частным.

Существует три пункта для записи данных о системах сигнализации: о сигнализации взлома, пожарной сигнализации и тревожной сигнализации. До 26.12.2022 действовал пункт о комбинированных системах охранной и пожарной сигнализации.

Пункт 6 "Телевизионная система безопасности" и пункт 7 "Система оперативной связи" были обновлены.

Введен пункт 11 "Состав и вид инженерно-технических средств охраны (далее - ИТС), которыми должен быть оснащен объект", состоящий из таблицы.

Что касается критических элементов объекта ТЭК, то теперь при описании каждого компонента необходимо указывать категорию его опасности в последнем столбце. Если же в систему незаконно вмешиваются, то указывать финансовые потери не обязательно. Достаточно указать название повреждения и масштаб его последствий.

Основные изменения коснулись шестого раздела, описывающего инженерно-технические системы безопасности топливно-энергетического комплекса. С 26 декабря в этом разделе требуется подробное описание существующих ограждений. Их всего три ─ основные, дополнительные и предупредительные.

Помимо прочего, изменилась и информация о системах сигнализации. Например, из нынешней формы осталось только три вида ─ пожарная, охранная и тревожная. Но в то же время список дополнили телевизионными сигнализациями и системами оперативной связи.

Остальные корректировки незначительны.

  • В параграфе 8 подробно описывается ППГ, сообщается о его назначении, объеме перевозок и оснащении ППГ.
  • В разделе 6 приведен список работников, обслуживающих ИТС. Затем в соответствующей таблице приведите реестр средств защиты.
  • Раздел 7, посвященный пожарной безопасности, был исключен из паспорта и перешел к описанию мер антитеррористической защиты.

С 26 декабря 2022 года необходимо будет заполнить еще два раздела. Так, в 8-м разделе указывается информация о системах защиты от несанкционированного доступа TCS. А в 9-м разделе отражается дополнительная информация, если таковая имеется. После формирования паспорта данные анализируются и выносится вердикт об уровне защищенности объекта топливно-энергетических компаний.

Паспорт безопасности также должен включать два приложения: ситуационный план объекта ТЭК и схему безопасности объекта ТЭК .

Как оценить актуальность паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса

Правила актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 460.

Паспорт обновляется субъектами топливно-энергетического комплекса в случае изменений:

(a) Основная деятельность объекта;

b) общая площадь и периметр участка;

c) количество потенциально опасных зон и критических элементов на объекте;

d) схемы расположения нарушителей по отношению к объекту;

e) базовые угрозы для критических элементов объекта;

е) компоненты организации безопасности и охраны объекта (включая пропускной и внутриобъектовый режимы) и инженерно-технические средства его защиты (в соответствии с требованиями безопасности объекта и требованиями антитеррористической защищенности), влияющие на эффективность системы физической защиты объекта.

При этом в случае актуализации паспорта по указанным основаниям категория опасности объекта подлежит подтверждению (изменению) в порядке, установленном Положением об исходных данных для категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке и критериях его категорирования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 459.

Что мы выяснили в ходе исследования

Результаты опроса клиентов показали, что при актуализации паспортов безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по-прежнему востребованы зарубежные решения в сегменте систем безопасности. Как пояснили, например, в компании ООО "ПрофКонсалтинг", заказчики определяются с формальным соблюдением требований законодательства, прежде всего для того, чтобы минимизировать штрафы за несоответствие паспортов безопасности. Согласно статистике проектов ООО "МСК ПрофКонсалтинг", наибольшим спросом при оснащении объектов ТЭК системами видеонаблюдения пользуется оборудование Hikvision Digital Technology, Axis, Dahua, Mobotix, Avigilon, Visonic, Zenitel и других.

Среди российских производителей систем пожарной автоматики, охранных систем и частично систем видеоаналитики (в составе систем видеонаблюдения) - по данным ООО "МСК ПрофКонсалтинг" и "ИПК ТЭК" (Филиал ФГАОУ ДПО "ПЭИПК", подведомственен Минэнерго), из заказчиков ТЭК чаще всего обращаются ОАО ФКНИВТ СНПО "Элерон", ЗАО НВП "Болид", ЦЕСИС НИКИРЭТ, ООО "Рубеж", PERCo, ООО "БайтЭрг", ОАО "Иста-Системс", СКБ "Тензор", НПП "Бевард", ООО "Стилсофт", ООО "Синесис", ООО "Рикод" и другие.

Страна происхождения систем безопасности на топливно-энергетическом объекте не влияет на его категорию опасности.

В этом нас заверили практически все опрошенные компании. Главное, чтобы система работала, а программное обеспечение было совместимо с отечественной операционной системой (ОС). В целом вопрос полного перехода на отечественное оборудование и программные системы в ТЭК нельзя считать приоритетным в отраслевой повестке дня. Что касается оборудования, то это важно с точки зрения 187-ФЗ "О критической информационной структуре". Росгвардия же задает вопросы об импортном оборудовании и возможности его замены на российское в случае выхода из строя, но стандартный ответ предприятий ТЭК таков: "Мы прорабатываем варианты поиска аналогов".

На вопрос, какие программные средства влияют на оценку рисков объекта ТЭК, компании затруднились ответить.

Если необходимо переоснастить объект системами безопасности, три из пяти компаний предлагают отдельную услугу по проектированию ИТСО , в рамках которой предлагается разработка ТЗ, проекта переоснащения, дооснащения и т.д., с указанием оборудования и рекомендуемых марок систем безопасности.

Что касается сроков давности по установленным системам безопасности, то в компаниях "Серконс", ООО "МСК ПрофКонсалтинг" и "ИПК ТЭК" пояснили, что это не регулируется антитеррористическим законодательством.

Выезд компании осуществляется преимущественно при заказе услуги "под ключ" , в этом случае экспертная организация обязуется выступать в качестве координатора заказчика вплоть до созыва антитеррористической комиссии и ее успешного прохождения. Серконс и "Эталон Гарант " предложили не только организовать весь процесс, связанный с перекатегорированием объекта ТЭК, но и полноценно участвовать в этом процессе (производить расчеты в рамках пояснительной записки (РНП), работать в комиссии), на основании чего можно будет принять решение комиссии о соответствии ранее утвержденной категории или есть обоснованная возможность понизить категорию или исключить объект из перечня категорированных объектов ТЭК.

Сертификацию на соответствие Техническим регламентам Таможенного союза и пожарную сертификацию компаний, представленных в исследовании, проводят только орган по сертификации "Серконс" и орган по сертификации "Пожарная сертификационная компания" (входит в группу компаний "Серконс"). В этих органах сертифицированы крупнейшие российские и зарубежные производители систем безопасности - "Бастион", "ГОРЭЛТЕХ", Schneider, Jablotron, Siemens, НПП "Спецкабель", LEGRAND, ООО "Випакс+".

Большинство предприятий топливно-энергетического комплекса стараются занизить класс опасности своих объектов. Практика Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов ТЭК "ИПК ТЭК", подведомственного Министерству энергетики РФ, показывает, что такая фальсификация быстро выявляется, поскольку надзорные органы могут привлекать для экспертизы независимые подрядные организации.

Промежуточная оценка соответствия категории опасности объекта ТЭК может проводиться внепланово уже через год после оформления (актуализации) паспорта безопасности, также выявляя факты выполнения/невыполнения пунктов антитеррористической защищенности объекта. Инициатором такой промежуточной оценки (проверки) может выступать непосредственно собственник объекта ТЭК.

Эксперты опрошенных компаний также рассказали , что оценка соответствия/несоответствия установленных на объекте ТЭК систем безопасности и ИТСО выявленным рискам проводится в рамках антитеррористической комиссии (АТК) , в состав которой обязательно входят представители Росгвардии, ФСБ, администрации, МЧС и Минэнерго.

Несоответствие заявленной в паспорте категории объекта фиксируется в акте обследования на основе расчета рисков (который проводится как на месте, так и дистанционно) и после согласования с заказчиком направляется в Росгвардию, а также другим участникам межведомственной комиссии для дальнейшего согласования.

ВНИМАНИЕ!

Ваше имущество находится под защитой! 👍

Это напоминание для владельцев хорошей системы видеонаблюдения!