Лекция "Законодательная база в области пожарной безопасности. Основные положения".
Обновлено 21 ноября 2022 - 2 года назад
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
- Законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности. система обеспечения пожарной безопасности. права, обязанности должностных лиц по обеспечению пожарной безопасности
- Нормативно-правовые акты и нормативные документы в области пожарной безопасности
- Основные организационные мероприятия по установлению противопожарного режима
- Ответственность должностных лиц за обеспечение пожарной безопасности. виды административно-правовых мер воздействия за нарушение и несоблюдение правил и норм пожарной безопасности
ВНИМАНИЕ: При изучении данной темы следует иметь в виду, что деятельность в области пожарной безопасности детально регламентируется действующим законодательством, которое в рамках проводимых реформ активно меняется, поэтому рекомендуется уточнять положения нормативно-правовых актов и нормативных документов в области пожарной безопасности в действующих редакциях.
Введение
Пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны. Высокий уровень пожарной безопасности является неотъемлемой частью высокого уровня социально-экономического развития Российской Федерации. Пожары наносят значительный материальный ущерб во всех отраслях народного хозяйства, приводят к травматизму и гибели людей.
Наиболее важной и очевидной проблемой пожарной безопасности, требующей решения, наряду с повышением эффективности работы подразделений пожарной охраны различных видов, является также повышение эффективности профилактических противопожарных мероприятий и мер, принимаемых гражданами и собственниками по защите имущества от пожара. Правильная и своевременная работа в этом направлении должна иметь важный социально-экономический эффект в виде добровольного и полного соблюдения требований пожарной безопасности как лично гражданами, так и предприятиями, учреждениями и организациями в рамках служебной или общественной деятельности.
Достижение этой глобальной цели возможно только при высоком уровне обучения населения страны мерам пожарной безопасности, под которыми в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе выполнение требований пожарной безопасности. При этом требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Особая роль в этом процессе отводится руководителям и лицам, ответственным за обеспечение пожарной безопасности организаций, которые не только формируют политику организации в области пожарной безопасности, разрабатывают и реализуют меры пожарной безопасности для конкретного предприятия, но и имеют право самостоятельно обучать других работников этого предприятия мерам пожарной безопасности в рамках противопожарных инструктажей.
1. Законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности. Права, обязанности должностных лиц по обеспечению пожарной безопасности
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" , принятые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - № 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, другими юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными
Обеспечение пожарной безопасности - одна из важнейших функций государства.
Пожар, под которым понимается неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, является одним из источников опасности. Она (опасность пожара) известна человечеству на протяжении всего периода его существования, но не только не устраняется (исключается), но и в современном мире характеризуется повышенным уровнем в силу ряда причин, к которым относятся интенсификация хозяйственной деятельности человека, промышленная и бытовая энергонасыщенность, научно-технический прогресс, быстрое устаревание техники, социально-экономические факторы и др.
Удовлетворение потребности в самосохранении, защите от пожарной опасности реализуется путем осуществления комплекса различных мер, адекватных угрозе, которые составляют систему пожарной безопасности.
В Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности (СОПБ), которая представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального, научно-технического характера, направленных на предупреждение пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ (ст. 3 ).
Существуют различные определения термина "Система" (от греческого sýstēma - целое, составленное из частей; связь; сочетание), согласно одному из них это "совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство". В СОПБ такими элементами являются:
- государственные органы,
- органы местного самоуправления,
- организации,
- граждан, принимающих участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые в пределах своих полномочий не входят в систему органов государственной власти, являются институтами, через которые многонациональный народ Российской Федерации осуществляет свою власть (ст. 3).
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти независимы (статья 10).
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется:
- Президент Российской Федерации,
- Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
- Правительство Российской Федерации,
- суды Российской Федерации.
Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Полномочия (права) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации.
Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Система федеральных органов исполнительной власти включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, а функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, определяются постановлением Правительства Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, охраняют общественный порядок, решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут быть наделены законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов. Осуществление переданных полномочий контролируется государством (статьи 131 и 132).
Организация в рассматриваемом контексте - это обычно группа людей, работающих вместе (осуществляющих деятельность), возглавляемая лидером и выполняющая определенные планы. К сожалению, не существует четкого определения и классификации организаций; они могут быть государственными, частными, общественными, коммерческими и некоммерческими, производственными, военными, культурными, страховыми и т.д.
Чаще всего речь идет о юридических лицах. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс или смету (статья 48).
Последними в списке элементов СОПБ стоят те граждане, которые принимают участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К ним, несомненно, относятся:
- руководители и должностные лица органов государственной власти,
- руководители и должностные лица органов местного самоуправления,
- руководители и должностные лица организаций,
- граждане, осуществляющие деятельность без образования юридического лица,
- сотрудники (работники) пожарной охраны,
- работники организаций, осуществляющих производство пожарно-технической продукции, продукции общего назначения, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в области пожарной безопасности,
- работники организаций, выполняющих работы (оказывающих услуги) в области пожарной безопасности,
- сотрудники (работники) научно-исследовательских и образовательных учреждений пожарно-технического профиля и др.
Очевидно, что представленный перечень граждан, участвующих в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, далеко не полный. На наш взгляд, к нему следует отнести всех граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, поскольку каждый из них обязан применять (выполнять) требования пожарной безопасности, что фактически относит их к элементам СОПБ.
Основные функции системы пожарной безопасности
Одним из важнейших свойств любой системы является ее целенаправленность - наличие цели (целей) системы и приоритет целей системы над целями ее элементов. Для системы пожарной безопасности в Российской Федерации такой целью (как следует из определения) является обеспечение пожарной безопасности, то есть обеспечение состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (ст. 2 № 69-ФЗ).
Цель создания СОПБ определяет его функции, к основным из которых относятся (ст. 3 № 69-ФЗ):
- нормативно-правовое регулирование и реализация государственных мер в области пожарной безопасности;
- Создание пожарной службы и организация ее деятельности;
- Разработка и внедрение мер пожарной безопасности;
- реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
- Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности;
- Поощрение деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
- научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
- информационная поддержка в области пожарной безопасности;
- осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
- производство пожарно-технической продукции;
- выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
- лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - подтверждение соответствия);
- тушение пожаров и проведение спасательных операций;
- учет пожаров и их последствий;
- установление особого противопожарного режима;
- организация и осуществление профилактики пожаров.
Силы основных элементов системы пожарной безопасности
Реализация функций СПСС осуществляется посредством наделения элементов системы специальными полномочиями (среди прочих), правами и обязанностями. При этом органы государственной власти наделяются полномочиями, а организации и граждане - правами и обязанностями.
К полномочиямфедеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся (ст. 16 № 69-ФЗ):
- Разработка и реализация государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам пожарной безопасности и контроль за их исполнением;
- Разработка, организация реализации и финансирование федеральных целевых программ;
- участие в разработке технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил, содержащих требования (нормы и правила) пожарной безопасности, правил пожарной безопасности, в том числе регламентирующих порядок и организацию тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
- Формирование предложений в проект федерального бюджета на соответствующий год в части расходов на мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающих целевое использование средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета;
- Создание, реорганизация и ликвидация органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических, научных и образовательных организаций, содержащихся за счет средств федерального бюджета;
- организация и проведение федерального государственного пожарного надзора;
- организация развития науки и техники, координация фундаментальных исследований и разработок;
- утверждение номенклатуры и объемов поставок для государственных нужд пожарно-технической продукции, в том числе по оборонному заказу;
- Установление общих принципов оценки соответствия;
- создание государственных систем информационного обеспечения, а также систем статистического учета пожаров и их последствий;
-Осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, в том числе в городских лесах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские формирования, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении федеральных мероприятий с массовым скоплением людей;
- организация ведомственного пожарного надзора на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
- подготовка перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации, критически важных для национальной безопасности страны объектов, иных особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы;
- разработка нормативного правового акта, утвержденного Правительством Российской Федерации, устанавливающего противопожарный режим.
В 2012 году Правительством Российской Федерации был утвержден такой нормативный правовой акт (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390) - Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, в связи с чем Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03) утратили силу.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области пожарной безопасности, предусмотренные № 69-ФЗ, могут быть переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации указами Президента Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся (ст. 18 № 69-ФЗ):
- нормативное правовое регулирование в пределах своей компетенции;
- Организация и проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- Разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, включая содержание пожарной части;
- Организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;
- Разработка, организация реализации и финансирование региональных целевых программ;
- осуществление в пределах своей компетенции социальных и экономических стимулов для обеспечения пожарной безопасности, включая производство и закупку пожарно-технической продукции, а также участие населения в профилактике пожаров и тушении пожаров;
- реализация мер по правовой и социальной защите пожарных, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей;
- создание, реорганизация и ликвидация органов и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, включенных в перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, иных особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым пребыванием людей, утверждаемый Правительством Российской Федерации);
- утверждение перечня организаций, в которых пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов Российской Федерации, должна создаваться в обязательном порядке;
- оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся (ст. 19 № 69-ФЗ):
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- Создание условий для забора воды пожарными в любое время года из открытых водоисточников, расположенных в сельских поселениях и на прилегающих территориях;
- Оснащение общественных помещений первичными средствами пожаротушения и противопожарным оборудованием;
- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений ГПС о пожаре;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной пожарной службы;
- Включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе путем организации и проведения собраний общественности;
- Установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских поселений относятся (ст. 19 № 69-ФЗ):
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- Включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе путем организации и проведения собраний общественности;
- Установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационного, правового, финансового и материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В субъектах Российской Федерации, являющихся городами федерального значения, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные Федеральным законом № 69-ФЗ, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, являющихся городами федерального значения, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В области обеспечения пожарной безопасности граждан (ст. 34 № 69-ФЗ):
- имеют право:
защита их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
участие в установлении причин пожара, причинившего ущерб их здоровью и имуществу;
Получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны;
- обязана:
соответствовать требованиям пожарной безопасности;
иметь в помещениях и сооружениях, находящихся в собственности (пользовании), первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
При обнаружении возгорания немедленно сообщите в пожарную службу;
Примите все возможные меры для спасения людей, имущества и тушения пожара до прибытия пожарной охраны;
оказывать помощь пожарной службе в тушении пожаров;
выполнять приказы, распоряжения и другие законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
предоставлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и сооружений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности (ст. 37 № 69-ФЗ):
Руководители организации имеют право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
Вносить предложения в государственные и местные органы власти по обеспечению пожарной безопасности;
провести работу по установлению причин и обстоятельств пожаров, произошедших на предприятиях;
Установить меры социального и экономического стимулирования пожарной безопасности;
получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Менеджеры организации должны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять приказы, распоряжения и другие законные требования должностных лиц пожарной охраны;
Разработать и внедрить меры по обеспечению пожарной безопасности;
Проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих сотрудников мерам пожарной безопасности;
включить вопросы пожарной безопасности в коллективный договор;
Поддерживать в рабочем состоянии системы и оборудование противопожарной защиты, включая первичные средства пожаротушения, и не допускать их ненадлежащего использования;
оказывать помощь пожарной охране в тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
Предоставлять необходимые силы и средства в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий;
Обеспечивать доступ должностных лиц пожарной охраны при исполнении ими служебных обязанностей на территорию, в здания, сооружения и другие объекты предприятий;
предоставлять по запросу должностных лиц государственного пожарного надзора информацию и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности их продукции, а также о пожарах, произошедших на их территории, и их последствиях;
Немедленно уведомлять пожарную службу о любых пожарах, неисправностях существующих противопожарных систем и оборудования, а также об изменениях в состоянии дорог и подъездных путей;
пропагандировать деятельность добровольных пожарных;
Обеспечить создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах на основании требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
2. Нормативно-правовые акты и нормативные документы в области пожарной безопасности
Как отмечалось выше, одной из основных обязанностей граждан, должностных лиц (руководителей организаций) и организаций является соблюдение требований пожарной безопасности.
Напомним, что требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами или уполномоченным государственным органом.
К документам, устанавливающим требования пожарной безопасности, относятся технические регламенты, своды правил и другие документы по стандартизации, а также Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О пожарной безопасности".
Основополагающими для этой группы являются:
- Федеральный закон № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года "О техническом регулировании" (далее - № 184-ФЗ),
- Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - № 123-ФЗ),
- Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Технический регламент - документ, принятый международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по
Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик для их добровольного многократного применения, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг (ст. 2 № 184-ФЗ).
К основным документам в области стандартизации, используемым в Российской Федерации, относятся:
национальные стандарты;
стандарты организации;
книги правил;
международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный перечень документов в области стандартизации, является достаточным условием для соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил на соответствие требованиям технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоответствие требованиям технических регламентов (ч. 4 ст. 16.1 № 184-ФЗ). Ниже приведены нормативные правовые акты, устанавливающие перечни документов по стандартизации, выступающих в качестве разработки технических регламентов:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 № 304-р "Об утверждении перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и оценки соответствия";
-Приказ Росстандарта от 16.04.2014 № 474 "Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
- Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. N 365 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Основополагающие требования пожарной безопасности установлены № 123-ФЗ, согласно которому:
Каждый объект защиты должен иметь систему пожарной безопасности (ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 123-ФЗ).
Целью системы пожарной безопасности является предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей и защита имущества в случае пожара (ч. 2 ст. 5 ФЗ №123).
Система обеспечения пожарной безопасности охраняемого объекта включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты и комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 123-ФЗ).
Пожарная безопасность охраняемого объекта считается обеспеченной, если выполняется одно из следующих условий (ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ):
1) полностью соблюдены требования пожарной безопасности, установленные техническим регламентом, принятым в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) полностью соблюдены требования пожарной безопасности, установленные техническим регламентом, принятым в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" и нормативными документами по пожарной безопасности.
При соблюдении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническим регламентом, принятым в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые введены в эксплуатацию или проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется. (но может быть произведен).
В случае, если положениями № 123-ФЗ (за исключением положений статьи 64 (декларирование безопасности), части 1 статьи 82 (электрооборудование), части 7 статьи 83 (СФС), частей 1.1 и 1.2 ст. 97 (Пожарные депо производственных объектов) № 123-ФЗ установлены более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до вступления в силу соответствующих положений № 123-ФЗ и в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до вступления в силу При этом, в отношении объектов защиты, на которых проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования №123-ФЗ применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (ст. 4 №123-ФЗ).
В соответствии со статьей 32 № 123-ФЗ здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружения - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании или сооружении, возможности их нахождения во сне, подразделяются на классы функциональной пожарной опасности. Так здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, офисов, контор относятся к классу Ф4.3.
Владельцам таких объектов защиты (лицам, уполномоченным владеть и распоряжаться таким имуществом), руководителям организаций при построении системы пожарной безопасности объекта защиты следует руководствоваться требованиями пожарной безопасности, установленными для зданий класса Ф4.3 по функциональной пожарной опасности.
Требования социальной пожарной безопасности определены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N390 "О противопожарном режиме".
Основные организационные мероприятия по установлению противопожарного режима
Противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и иных объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" Правительство Российской Федерации постановлением от 25 апреля 2012 года № 390 "О противопожарном режиме в Российской Федерации" утвердило Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Данный документ содержит требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и иных объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Противопожарный режим заключается в том, что организация должна быть:
- Определены и оборудованы места для курения;
- Определяются места и допустимое количество сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в помещениях в одно время;
- установленный порядок уборки горючих отходов и пыли, хранение промасленной защитной одежды;
- Определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и в конце рабочего дня;
- регламентировать порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ, а также порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работ;
- определенные действия сотрудников при обнаружении пожара.
Противопожарный режим вводится на территории (в помещениях) организации в соответствии с распорядительными документами организации.
Ответственность должностных лиц за обеспечение пожарной безопасности. виды административно-правовых мер воздействия за нарушение и несоблюдение правил и норм пожарной безопасности
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Как видно, организации наделены правами и обязанностями в области пожарной безопасности исключительно в лице руководителей организаций.
На наш взгляд, это несколько не соответствует положениям гражданского и административного законодательства Российской Федерации.
Так, согласно ст. 49 ГК РФ юридическое лицо (организация) может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и других видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Согласно ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица (организации) подлежат административной ответственности за административные правонарушения в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса об административных правонарушениях РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Более того, в последнее время в обществе ведется дискуссия о возможности (необходимости) введения уголовной ответственности юридических лиц (организаций).
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством:
владельцы недвижимости;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, включая руководителей организаций;
лица, назначенные в установленном порядке ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностных лиц в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, другие граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Основания и порядок привлечения руководителей организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации (ст. 39).
Дисциплинарная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности определяется правовыми документами организации в соответствии с положениями трудового законодательства Российской Федерации.
В уголовном законодательстве Российской Федерации ответственность за нарушение пожарной безопасности предусмотрена статьей 219 :
"Статья 219 Уголовного кодекса Российской Федерации. Нарушение требований пожарной безопасности
- Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, обязанным их соблюдать, если оно повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека -.
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
- То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека -.
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц -...
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Часто описанные выше преступления сопровождаются дополнительными составами преступлений, такими как "подлог" и "халатность" (статьи 292 и 293).
Наиболее часто реализуемым и наиболее эффективным является привлечение к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности:
"Статья 20.4 Нарушение требований пожарной безопасности
- Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи - ...
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
- Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима -.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
- Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водопроводу, электроустановкам зданий, строений и сооружений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности по обеспечению зданий, строений и сооружений первичными средствами пожаротушения -.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
- Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам или автоматическим системам пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в зданиях, строениях и сооружениях или системам противодымной защиты зданий, строений и сооружений -.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
- Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи -...
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека -.
влечет наложение административного штрафа: на граждан - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
6.1 Нарушение требований пожарной безопасности, приведшее к возникновению пожара и причинению серьезного вреда здоровью человека или смерти -...
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Невключение изготовителем (поставщиком) в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о характеристиках пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно -.
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
- Нарушение требований пожарной безопасности к проходам, проездам и подъездам к зданиям, строениям и сооружениям -.
влечет наложение административного штрафа: на граждан - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
КоАП РФ также устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) или муниципальный контроль (ст. 19.4), воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (ст. 19.4.1), невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль (надзор), муниципальный контроль (ст. 19.5), невыполнение предписания должностного лица органа государственного контроля (надзора).
ВНИМАНИЕ!
Ваше имущество находится под защитой! 👍
Это напоминание для владельцев хорошей системы видеонаблюдения!