+7 (8634) 431-132

Новые компетенции компаний будут осваиваться в пожарном порядке

Обновлено 15 января 2023 - 1 год назад

Рынок пожарной безопасности традиционно является одним из самых зарегулированных в сфере безопасности. Однако, как показал 2022 год, при определенных условиях именно здесь кроются неисчерпаемые возможности для бизнес-инициатив.

Нацеливание системы на отраслевой стандарт

СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматики систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" узаконили использование адресных систем как обязательное. Они стимулируют производителей к интеграции или разработке комплексных решений. И расширяют функциональность как противопожарных, так и (косвенно) охранных систем.

Неадресные системы остаются в самом низком ценовом сегменте, с минимальной маржой, и хотя они все больше и больше напоминают пережиток, они сохранят свое место на рынке. Не все смогут перейти на адресуемые продукты. Для этого необходимо несколько составляющих - знания и навыки разработки собственного протокола взаимодействия, достаточные ресурсы для единовременного закрытия хотя бы базового функционала (охранная, пожарная подсистемы). Таким образом, может сложиться ситуация, которая уже наблюдается в сегменте взрывозащищенных решений. Лидеры в сегментах будут отличаться наличием собственных адресных продуктов (как пример - "Эридан"). Все остальные будут сотрудничать с ведущими игроками рынка адресных систем (примеры - "Эталон", "Спектрон").

Монобрендовый принцип построения системы

Системы становятся более нагруженными за счет функциональности и объема передаваемой информации. И в случае "зоопарка" из различных систем управлять ими будет очень сложно. На первый план выходят производители комплексных монобрендовых систем, а также высококлассного программного обеспечения для построения ситуационных центров, способного решить проблему с разрозненными терминальными решениями.

Видеообнаружение пожара

Камеры с термочувствительной матрицей в качестве альтернативы традиционным детекторам начинают переходить от теории к практике. Азиатские вендоры уже предлагают такие решения для тестирования. Судьба таких устройств в индустрии будет зависеть от двух факторов. Во-первых, смогут ли они заменить традиционные детекторы по функциональности - и при каком уровне стоимости. Зачастую стоимость даже "бытовых" тепловизоров с сенсорами низкого разрешения выглядит весьма угрожающе. Во-вторых, ГОСТ Р 53325-2012 от 2014 года не содержит описания устройств такого формата, а значит, возникнет вопрос о законности их использования.

Удаленная конфигурация системы

В сегменте пожарной безопасности развиваются сервисы, позволяющие не только наблюдать за системой на расстоянии, но и управлять ею. Логично предположить, что сложные процессы (проектирование, ввод в эксплуатацию) должны быть упрощены (для пользователя) и автоматизированы. Это будет под силу производителям, которые понимают жизненный цикл системы от зарождения до эксплуатации и имеют опыт разработки собственного программного обеспечения.

Автономные пожарные извещатели станут обязательными

С 1 марта 2023 года в России вступают в силу поправки к противопожарным нормам, обязывающие местные власти бесплатно устанавливать пожарные извещатели в домах многодетных и социально незащищенных граждан.

Почти одновременно с этим глава МЧС России Александр Куренков призвал россиян установить в своих домах автономные пожарные извещатели, чтобы предотвратить гибель людей при пожаре.

Развитием темы может стать комплексная государственная программа поддержки установки автономных детекторов. В то же время у российских производителей "автономных извещателей" появится шанс получить поддержку. Тем более что ФГБУ ВНИИПО МЧС России объявило о разработке ГОСТа на автономные пожарные извещатели, который будет представлен отрасли в 2023 году.

Иностранные производители получат сертификат

2023 год может стать переломным в отношениях между российскими заказчиками и поставщиками зарубежного оборудования в сфере противопожарной защиты.

В 2022 году Комиссия ЕС издала распоряжение о приостановке действия европейских сертификатов (EN54) ряда российских производителей систем пожарной безопасности. Также ряд иностранных компаний из недружественных государств приостановили поставки систем пожарной безопасности в Россию и в одностороннем порядке выполняют обязательства по техническому, сервисному и гарантийному обслуживанию систем, ранее установленных на объектах в Российской Федерации.

В то же время, через турецкие компании-интеграторы, такие как ESTA Construction, ANT YAPI Holding (включая Ant Development и ANTTEQ), Renaissance Construction, Limak Marash, ENKA İnşaat ve Sanayi A.Ş., а также ряд других компаний, по схеме параллельного импорта на российские объекты, в том числе по государственному заказу, поставляется и устанавливается охранно-пожарная продукция компаний, официально прекративших работу и поддержку своего оборудования в России, таких как Siemens (Германия); Bosch Security Systems (Германия, США); Schrack Seconet AG (Австрия); Esser by Honeywell (Германия), SySTEM Sensor (Китай, головной офис - США).

К факторам риска такого "серого" оборудования на объектах относятся дымовые/пламенные извещатели, которые невозможно заменить на оборудование российского производства, так как их протоколы подключения к линии несовместимы. Производители отказываются от сервисного обслуживания и технической поддержки "серых" устройств на объектах, если оконечные устройства выходят из строя, а заказчики не имеют возможности гарантийной замены, так как основная поставка в проект является разовой.

В связи с этим Автономная некоммерческая организация в области поддержки отечественных производителей "Консорциум "Производители охранно-пожарных систем, АСУ ТП" (далее - АНО "Консорциум "СППС") выступила с инициативой введения ответных/пресекательных мер в отношении производителей из недружественных стран. И одновременной разработки комплекса мер, создающих защитные барьеры для вывода на российский рынок импортной продукции в области пожарной безопасности без соответствующей сервисной и технической поддержки и гарантий обеспечения обязательств в случае возникновения пожаров по вине данных производителей.

Приостановить действие в России сертификатов соответствия Техническому регламенту Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017) на продукцию указанных иностранных компаний на срок от 6 месяцев до 1 года.

Ввести (вместо ранее запланированной Минпромторгом системы субсидирования госзаказчиков, закупающих российские системы пожарной безопасности) полный запрет на испытания и выдачу сертификатов на продукцию иностранных производителей для тех видов оборудования, которые представлены отечественными брендами двух и более российских производителей.

На основании перечня исключений из Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 "Об особенностях осуществления разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году", в первую очередь для следующего перечня ГС: "Извещатели пожарные ручные, Приборы пожарной сигнализации и управления и прочие устройства, предназначенные для расширения функциональных возможностей прибора, Пожарная сигнализация, Системы передачи извещений о пожаре" рассмотреть возможность продления действия сертификатов только при условии организации/наличия на территории Российской Федерации представительств иностранных производителей, способных обеспечить техническую, программную, сервисную и гарантийную поддержку производимых и поставляемых на российские объекты.

Производители создадут реестры доверенного оборудования и систему страхования от пожаров

Крупные пожары на логистических объектах и складских комплексах в 2022 году привлекли внимание страховых компаний к дополнительному страхованию ущерба от пожара.

23.11.2022 г. в ФГБУ ВНИИПО МЧС России состоялась научно-практическая конференция "Современные системы противопожарной защиты объектов. Противопожарное страхование", по итогам которой было предложено проработать вопрос об унификации подходов к оценке рисков при противопожарном страховании и создании и ведении реестра средств противопожарной защиты.

Президиум ВСС утвердил Концепцию финансового обеспечения ответственности в отношении объектов массового пребывания людей (далее - Концепция). Концепция предусматривает возложение на владельцев объектов массового пребывания людей повышенной (специальной) ответственности по возмещению ущерба, причиненного в результате пожара, и обязанность иметь финансовое обеспечение своей ответственности (отсутствие финансового обеспечения может являться основанием для проведения внеплановой проверки МЧС России). Страхование является добровольным и служит одним из механизмов финансового обеспечения. Эксперты АНО "Консорциум "СПСС" выступили с предложением учитывать степень оснащенности объектов системами противопожарной защиты и ее качество при разработке механизма противопожарного страхования. Консорциум выразил готовность оказать содействие страховому сообществу в разработке подходов к системе оценки.

В настоящее время остро стоит вопрос страхования пожарных рисков для массовых общественных объектов и выплат пострадавшим от пожаров. В России подрядчик не контролируется надзорными органами на этапе проектирования. Соответствие проекта нормам пожарной безопасности проверяется только на этапе прохождения государственной экспертизы проектов. На момент проектирования может осуществляться только авторский надзор со стороны заказчика (ГПН).

Яркий пример противопожарного страхования в действии продемонстрировала американская компания FM Global. Эта компания проверяла и тестировала пожарную продукцию и выдавала специальные разрешения. На многих объектах за рубежом и в России можно было использовать только оборудование с этими сертификатами.

У них также была своя система страхования от пожара с градациями в зависимости от типа объекта, наличия тестирования оборудования и т.д.

В связи с уходом FM Global с российского рынка мы предлагаем создать собственную систему страхования от пожаров. Совместно с ФГБУ ВНИИПО МЧС России провести испытания противопожарного оборудования и на их основе создать реестр доверенного оборудования МЧС для использования на государственных объектах. Это позволит снизить возможность недобросовестных подрядчиков и застройщиков "сэкономить" и поставить на объект некачественное оборудование.

В настоящий момент АНО "Консорциум "СПСС" ведет переговоры со страховыми компаниями о запуске пилотного проекта, состоящего из нескольких этапов, по оценке угроз на объектах с зарубежным оборудованием совместно с сюрвейерами и Департаментом надзорной деятельности МЧС. Параллельно с ВНИИПО ведется диалог по разработке и отработке методик испытаний российских систем пожарной безопасности (1-2 производителя), критериев отбора для реестра рекомендуемого оборудования. Затем будет начата работа по разработке методик расчета тарифов совместно с 1-3 страховыми компаниями для дальнейшей привязки страховой премии к реестру доверенного оборудования.

Адвалорная доля будет заменена на балльную систему

Уже в начале 2023 года Министерство промышленности и торговли Российской Федерации распространило через систему отраслевых консорциумов запрос о сроках разработки балльных систем по направлениям, в том числе и для рынка пожарной безопасности. Балльная система оценки уровня локализации производства средств обеспечения пожарной безопасности на территории Российской Федерации в целях внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" заменит адвалорную долю, по которой в настоящее время оборудование вносится в реестр.

Суть балльной системы в том, что она должна отражать реальную ситуацию на рынке производителей. Каждая компания сможет самостоятельно оценить, насколько ее продукция является российской, исходя из следующих критериев: использование отечественных ЭКБ, технологические операции, произведенные на территории Российской Федерации и подтвержденные соответствующими документами.

Также одним из основных требований является наличие у юридического лица - налогового резидента Российской Федерации, не находящегося под контролем иностранного государства и (или) международной организации, и (или) иностранного юридического или физического лица, и (или) иностранной структуры без образования юридического лица, прав на конструкторскую и технологическую документацию в объеме, достаточном для проектирования, производства, модернизации и разработки соответствующей продукции на территории Российской Федерации.

На начальном этапе в реестр заносятся продукты, набравшие в сумме менее 100 баллов.

Система баллов обязательно должна предусматривать временные этапы технологического роста, приемлемые для большинства участников рынка, и служить ориентиром для производителей: что им нужно сделать, как модернизировать производство, какие ЭСК использовать, чтобы через год-два их продукция была на 80% и более российской.

Работодатели подстраивают программы высшего образования под свои требования

Не секрет, что на рынке пожарной безопасности до сих пор отсутствует системная подготовка специалистов на базе вузов. В лучшем случае вузы учат нормативным документам, лишь некоторые факультеты, имеющие связи с производителями, начинают обучение проектированию и вводу в эксплуатацию средств обеспечения пожарной безопасности. В основном все отраслевое обучение проводится авторизованными учебными центрами. Но с 2022 года ситуация начала меняться. Все чаще работодатели инициируют специализированное обучение в области пожарной безопасности и инженерной техники безопасности.

Образовательные и профессиональные стандарты должны стать драйверами для пересмотра программ обучения. Сегодня нет федеральных образовательных стандартов инженерного профиля и систем противопожарной защиты, нет профессионального стандарта инженера систем противопожарной защиты - их необходимо создать.

Процедура профессионально-общественной аккредитации будет все чаще использоваться в качестве стимула для вузов к сокращению разрыва между академическим образованием и требованиями работодателей. Согласно законодательным нормам, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ - это признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретном образовательном учреждении, осуществляющем образовательную деятельность, соответствующими требованиям профессиональных стандартов и рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Информация о профессионально-общественной аккредитации образовательной программы учитывается при проведении государственной аккредитации образовательных организаций.

С 2023 года Автономная некоммерческая организация в сфере поддержки отечественных производителей "Консорциум "Производители систем безопасности, пожарной безопасности, АСУ ТП" (АНО "Консорциум ППСС") включена в перечень организаций, осуществляющих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных профессиональных образовательных программ и (или) дополнительных профессиональных программ. Он получил право на аккредитацию программ подготовки по специальностям 20.03.01 "Техносферная безопасность" и 20.05.01 "Пожарная безопасность".

Что будет обсуждаться на форуме PRO ПРОЕКТ-2023

Стали доступны тезисы ключевых выступлений регуляторов - представителей ВНИИПО МЧС - на форуме PRO ПРОЕКТ.

  1. Совершенствование нормативных документов в области проектирования систем пожарной сигнализации и автоматизации систем противопожарной защиты, в том числе с учетом практики согласования технических решений в рамках разработки специальных технических условий (СТУ).
  2. По статистике, пожарно-спасательные подразделения более 100 тысяч раз в год реагируют на сигналы, которые впоследствии были классифицированы как ложные срабатывания систем пожарной автоматики. Будут собраны и обобщены данные о причинах ложных срабатываний. Цель - разработка мер по снижению количества таких срабатываний, в том числе за счет использования многокритериальных пожарных извещателей (создание перечня объектов и помещений, где такие извещатели должны быть обязательны).
  3. Эксплуатация технических средств пожарной автоматики с истекшим сроком службы. Решение вопросов о возможности продления срока службы с привлечением аккредитованных испытательных лабораторий и производителей. Дифференцированный подход к возможности продления срока службы в зависимости от категории риска объекта.
  4. Совершенствование технических требований к автономным пожарным извещателям и формирование у населения представления о необходимости использования автономных пожарных извещателей в повседневной жизни, в том числе лицами с ограничениями по слуху и зрению.
  5. Обслуживание и эксплуатация систем, построенных на базе оборудования, произведенного зарубежными производителями недружественных стран - разработка правил и ограничений.

ВНИМАНИЕ!

Ваше имущество находится под защитой! 👍

Это напоминание для владельцев хорошей системы видеонаблюдения!