+7 (8634) 431-132

Почему рынок LDS ждет предупреждений от регуляторов?

Обновлено 21 августа 2024 - 26 дней назад

В 2023 году производители систем оповещения решали две задачи - обеспечить производство комплектующими и одновременно увеличить объемы продаж. Данный сегмент показал рекордный рост спроса - до 30 % на фоне увеличения объемов строительства и плановой замены оборудования с истекшим сроком эксплуатации. Если тенденция сохранится, эксперты прогнозируют дальнейший рост рынка СПО в 2024 году на уровне 15-20 %.

ТРЕНД 1. ВЗРЫВНОЙ РОСТ СПРОСА

С экономической точки зрения рынок систем пожарной автоматики (СПА) и систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) в 2023 году может характеризоваться взрывным - до 30% - ростом спроса. Драйверами роста продаж стали:

  • резкий уход вендоров из недружественных стран в 2022 году и толчок к развитию российского бизнеса, стимулирующий переход на системы российского происхождения;
  • рост объемов ввода в эксплуатацию и реконструкции строительных объектов;
  • введение плановой реконструкции и технического перевооружения объектов, установленных до 2014 года и оснащенных иностранным оборудованием, по окончании 10-летнего периода эксплуатации, начиная с 2023 года (так как в бюджетах 2022 года это не предусмотрено).

Этот рост, несомненно, стал вызовом для всех участников рынка. В первую очередь для вендоров, имеющих производственные мощности в России. Так, к задаче получения компонентов в условиях санкционных ограничений добавилась новая - увеличение объемов производства. И благодаря этим трудностям 2023 год показал, что на российском рынке LDS есть сильные игроки, способные покрыть возросший спрос на оборудование. 2023 год стал годом, по итогам которого заказчики и интеграторы могут сделать выводы о том, на кого из производителей стоит сделать стратегическую ставку. Кто из вендоров обладает достаточной экспертизой и ресурсами, чтобы быть стабильным партнером в условиях нестабильной экономики.

ТРЕНД 2. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ НА ФОНЕ РАСТУЩЕГО ИМПОРТА ИЗ КИТАЯ

В 2023 году доля китайской продукции под российскими брендами на российском рынке составит 30-35% от общего объема рынка. Что касается оборудования из других стран, то до 2022 года на российском рынке также присутствовали системы от европейских и японских вендоров (Bosch, Toa), но их суммарная доля составляла не более 10 % рынка. Их уход не был кардинальным событием, и спрос органично замещался другими игроками рынка.

Снижение доли импортного оборудования стало возможным благодаря введению новых правил импортозамещения и необходимости подтверждения российского происхождения оборудования при его использовании на объектах, финансируемых государством.

В частности, такие объекты требуют оформления формы СТ-1 и внесения в Реестр радиоэлектронной промышленности России в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 878.

Но как будет развиваться сюжет построения технологического суверенитета в 2024 году? С одной стороны, российские производители готовы удовлетворить спрос на SPA на российском рынке.

С другой стороны, товарооборот с Китаем официально одобрен, и государство, заинтересованное в получении технологически невоспроизводимых товаров, не ведет активной работы по ограничению поставок именно из Поднебесной.

Китай, находясь в сложных условиях на мировой арене, рассматривает российский рынок как перспективный источник спроса и будет усиливать присутствие своих производителей в России, как напрямую, так и опосредованно (в формате OEM).

Исполнительный аппарат по контролю за оборотом продукции, ориентированный на поддержку отечественных производителей в этом вопросе, до конца не сформирован. Китайское оборудование продолжает появляться в проектах, особенно на крупных государственных объектах, где использование того или иного бренда может быть вопросом личных интересов участников.

Зачастую проблема использования китайского оборудования лежит не только в плоскости недостаточной политической воли в вопросах импортозамещения и технологического суверенитета, но и в нормативной плоскости. Китайское оборудование не всегда соответствует российским нормам: если взять управление линией вещания до последнего диктора, то не все китайские продукты умеют это делать (управляют сопротивлением, не могут управлять, если линии достаточно длинные).

Еще один момент - не всегда понятно, как именно было сертифицировано то или иное устройство. И здесь органам по сертификации есть над чем задуматься. Например, о достаточности методики сертификации, когда оборудование с сертификатом ГОСТ 53 325 по 043-ТР фактически не обладает обязательными техническими свойствами и характеристиками (цвета индикаторов, состояние трансмиссии). В результате китайские системы ЛДС продолжают импортироваться, несмотря на способность российских производителей удовлетворить спрос в стране и заявленное государством импортозамещение. В 2024 году возможно как их усиление из-за давления со стороны Поднебесной, так и ослабление, если политика ограничения импортных систем будет проводиться более активно.

НАПРАВЛЕНИЕ 3. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕС

Для систем пожарной сигнализации вводится ГОСТ 34699 "Технические средства оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре", который заменит ГОСТ 53325 в части требований к элементам системы пожарной сигнализации. В сегменте систем пожарной сигнализации аналогичный ГОСТ взамен 53325 вводится только для пожарных извещателей и средств передачи извещений о пожаре. В случае продолжения нормативной работы это позволит стандартизировать требования к системам СПА на территории ЕАЭС.

Требования ГОСТ 34699 не являются новыми для российских производителей ЛДС, он практически полностью повторяет пункты предыдущего национального стандарта ГОСТ Р 53325-2012. Влияние таких нормативных изменений непосредственно на отечественный рынок будет косвенным, так как в первую очередь они послужат основой для сертификации по 043 ТР ЕАЭС. Это позволит создать в странах Евразийского союза правила работы с техническими требованиями к системам LDS, которые в настоящее время отсутствуют. Уже имеющиеся линейки продуктов, соответствующих новым требованиям, дают российским вендорам преимущество в увеличении своей доли на рынках стран ЕАЭС.

ТРЕНД 4. СПРОС НА КОМПЛЕКСНЫЕ РЕШЕНИЯ С ПОЛНЫМ НАБОРОМ ФУНКЦИЙ ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ

Под комплексностью здесь понимается как технологическое единство системы - т.е. интеграция СУЭ и ПС в единый интерфейс управления и мониторинга, так и организационное - проектирование и монтаж шкафов управления СПА и СУЭ, собранных в единое устройство, отвечающее требованиям объекта.

Запрос рынка был продиктован требованиями СП 484, которые требуют единства от систем пожарной автоматики (СПА). При технологической интеграции система управления пожарной сигнализацией взаимодействует с ПКП через интерфейс, а это значит, что весь функционал пожарной сигнализации в системе может отображаться в "едином окне", на одном устройстве. Состояние системы полностью передается на головной блок SPA с точностью до события, зоны, линии. Это обеспечивает большую информативность мониторинга, а в реальной пожарной ситуации сохраняет контроль и управляемость системы.

Также, если интерфейс связи организован с резервированием (обычно это кольцо) - интеграция закрывает вопрос резервирования линий связи для LDS в составе SPA.

Подобные требования ранее не предъявлялись к LDS, и не все системы способны их поддерживать, поэтому применение таких интегрированных решений становится еще более оправданным.

Что касается организационного аспекта - когда система собирается "в одной коробке", ее производитель несет за нее полную ответственность. Сложные устройства имеют настраиваемый под объект функционал и дают заказчику гарантию повышенной надежности, связанной с заводской сборкой и тестированием. Кроме того, смета не пестрит десятками позиций, каждая из которых требует от монтажника отдельных навыков для ввода в эксплуатацию.

Рынок показывает, что владельцы объектов очень доверяют таким решениям и готовы платить за дополнительные настройки и надежность.

ТЕНДЕНЦИЯ 5. СНИЖЕНИЕ АЖИОТАЖА ВОКРУГ ТЕМЫ "АНТИТЕРРОРА" И ОРГАНИЗАЦИИ ОПОВЕЩЕНИЯ И ЭВАКУАЦИИ В СЛУЧАЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ

2022 и часть 2023 года прошли под влиянием этого случая. 12 января 2023 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии введен в действие новый национальный стандарт ГОСТ Р 70620-2022 "Антитеррористическая безопасность. Термины и определения", который впервые устанавливает основные термины с соответствующими определениями, применяемые при осуществлении деятельности в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и минимизации последствий проявления терроризма субъектами этой деятельности. Документ стал первым российским стандартом в области антитеррористической безопасности.

Однако сегодня "белые пятна" в области технического регулирования таких систем стали совершенно очевидны. Например, в п. 32 Постановления Правительства РФ № 272 от 25.03.2015 г., ред. от 29.07.2020 г. указано, что "система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с технологическими системами ретрансляции". Из этого следует, что объекты должны быть оборудованы еще одним типом СОУЭ, в дополнение к существующим системам. Из-за отсутствия четких требований в 2023 году спрос на СПД "Антитеррор" снизился. Возвращение спроса в сегмент ЛДС "Антитеррор" будет зависеть от судьбы ГОСТа.

В декабре 2023 года специалисты Федерального научно-исследовательского центра Росгвардии "Охрана" подготовили проект стандарта на системы оповещения при угрозе террористического акта (СО УСТА). В документе собраны разнообразные несистематизированные технические требования к оборудованию и общие рекомендации по проектированию систем. Ключевой для проектировщиков вопрос о правилах и принципах взаимодействия с другими системами оповещения в проекте стандарта не раскрыт. Есть только один пункт - об исключении возможности автоматического изменения режимов работы СО УСТА на основании управляющих сигналов, поступающих от других технических средств и систем. Технические требования к интеграции СО УСТА и ГУП также не приведены в документе. Новый национальный стандарт планируется разработать до конца 2024 года.

ТРЕНД 6. ТЕНДЕНЦИЯ К МОНОБЛОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ

Этот тренд сложно назвать новым, ведь пионеры в этом направлении (а среди них и компания "Рубеж" с брендом Sonar) вывели на рынок моноблоки еще в 2019 году. Однако сегодня большинство ключевых производителей рынка имеют в своих портфелях подобные решения.

Такие решения имеют высокий конкурентный статус благодаря сочетанию высокой акустической мощности в компактном исполнении, настенного монтажа устройств в условиях недостатка места на объекте и простой, понятной специалисту любой категории установки и настройки. В отличие от стойки оповещения, устройство в моноблочном исполнении не требует от инженера-наладчика межблочной коммутации, специфической настройки каждого функционального блока, разводки питания 220/24В, управляющих и акустических сигналов. А производитель получает выгоду от серийного выпуска стандартного оборудования, обеспечивая потребителю выгодную цену.

Неудивительно, что в массовом сегменте объектов, не предъявляющих особых требований, применимость таких решений растет и будет расти в 2024 году.

ВНИМАНИЕ!

Ваше имущество находится под защитой! 👍

Это напоминание для владельцев хорошей системы видеонаблюдения!