Под видом предоставления услуг
Обновлено 08 декабря 2023 - 11 месяцев назад
Анализ государственных и муниципальных закупок в сегменте систем безопасности приводит к неутешительному выводу: приоритет российского оборудования при закупках зачастую остается пустой формальностью. На практике заказчики прибегают к различным уловкам, чтобы обойти это требование, в том числе проводят тендеры не на поставку, а на монтаж систем. В этом случае код монтажных работ становится определяющим фактором в описании тендера. Хотя каждый из таких тендеров предполагает поставку заказчику оборудования, не указанного в тендере на монтаж и пусконаладку.
Обзор действующих нормативных документов:
Государственная политика в области создания механизмов, сдерживающих заполнение российского рынка импортными товарами и стимулирующих развитие российских производителей, последовательно реализуется в следующих нормативных актах
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023) (часть 3 статьи 14, пункт 15 части 1 статьи 42).
- Федеральный закон от 18.07.2011 223-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 (ред. от 27.03.2023) "О мерах по стимулированию производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции").
- Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (ред. от 31.05.2023) "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
- Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 (ред. от 28.02.2023) "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
- Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 (ред. от 16.05.2022) "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, перед товарами, происходящими из иностранного государства, работами, услугами, выполняемыми, оказываемыми иностранными лицами".
- Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 (ред. от 28.02.2023) "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2014 (в ред. от 27.03.2023) "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" (вместе с "Положением о требованиях к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществляемых в целях достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок, о требованиях к содержанию обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок, о требованиях к содержанию отчета об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг
- Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н (ред. от 11.11.2022) "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (зарегистрирован в Минюсте России 24.10.2018 № 52516).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских производителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются :
- запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, а также работ и услуг, выполняемых или оказываемых иностранными лицами;
- ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых или оказываемых иностранными лицами;
- установили минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых в ходе выполнения закупаемых работ и оказания закупаемых услуг.
Таблица 1. Сравнение правительственных постановлений
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 617 (ред. от 02.09.2023) |
Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н ( ред. от 11.11.2022) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 (ред. от 27.03.2023) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 (ред. от 31.05.2023) |
В перечне Постановления № 617 отсутствует код ОКПД2 26.30.50 |
Приложение 1 не содержит ОКПД2 26.30.50 |
содержит ОКПД2 26.30.50 |
В перечне Постановления № 617 отсутствует код ОКПД2 26.30.50 |
Заказчик обязан разделять работу и поставку товаров |
Отсутствует обязанность заказчика разделять поставки и работы, установленная Постановлением Правительства № 617, в связи с чем исполнители не заявляют реестровую запись |
Отсутствует обязанность заказчика разделять поставки и работы, установленная Постановлением Правительства № 617, в связи с чем исполнители не заявляют реестровую запись |
|
Что происходит на практике
В сегменте государственных и муниципальных закупок сложилась ситуация, косвенно нарушающая интересы отечественных производителей, выпускающих товары, для которых установлены преференции.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлена обязанность заказчика указывать информацию о запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, выполнения работ иностранными лицами , если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона.
Действующее законодательство не содержит обязанности разделять поставку товаров для установки в ходе выполнения работ, если предметом закупки являются непосредственно работы, что является законным способом преодоления запретов и ограничений, наложенных на импортные товары. Поскольку в таком случае код ОКПД2 товара не указывается и государственные ограничения не работают.
Об этом свидетельствует приведенная ниже практика.
- Электронный аукцион № 0372200152423000002. Выполнение работ по монтажу и пусконаладке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с рабочей документацией (шифр: 30-10/21-ПСС.СОУЭ) в здании ГБОУ детского сада № 128 Выборгского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, улица Шостаковича, дом 5, корпус 2, литера А.
- Электронный аукцион № 0318300119423000976. Выполнение работ по модернизации автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) в помещениях МБУК "Лорисский поселковый КДЦ".
- Выбор ценовых предложений по объектам мсп (интернет-магазин) № 32312696620. Монтаж автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
- Электронный аукцион № 0162200011822003771. Выполнение монтажных и пусконаладочных работ по установке пожарной и охранной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией в здании, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, бульвар Культуры, 20 (Система охранной и тревожной сигнализации (СОТС); Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (АПС и СОУЭ)).
- Электронный аукцион № 0848300051622000634. Выполнение работ по замене неэнергоэффективных светильников наружного освещения.
А как насчет ФАС?
Как показывают результаты рассмотрения жалоб, направленных в ФАС, Федеральная антимонопольная служба не проявляет интереса к мошенничеству и фактически поддерживает позицию поставщиков иностранного оборудования, действующих вопреки требованиям государственных нормативных актов.
Так, в случае обращений к заказчикам с просьбой разъяснить положения документации о закупке, в которых отмечается уклонение от национального режима и просьбой внести изменения в извещение о закупке, а именно выделить отдельно поставку товара, заказчики ссылаются на финансирование работ из государственного бюджета и в случае выделения отдельно поставки контролирующие органы не будут производить оплату по договору.
А в случае поступления жалоб от участников в антимонопольный орган на ненадлежащее оформление извещения, региональные ФАС ошибочно руководствуются Письмом ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20 "Об установлении требований к составу заявки (поставляемых, используемых товаров)", в котором установлено, что при закупке работ заказчик не вправе требовать предоставления в заявке конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, а также вносить указание на конкретный товарный знак (при его наличии), если заказчик не вправе требовать предоставления в заявке конкретных показателей товара.
- товар не передан покупателю по накладной или передаточному акту;
- товар не принят покупателем к учету в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- товары - это строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Пример:
- Решение по жалобе № 066/06/106-2553/2023 от 19.07.2023.
- Решение № SS/6892/23 от 26.07.2023.
- Решение ФАС России по делу 050/06/105-25402/2022 от 18.07.2022.
Однако приборы охранной или пожарной сигнализации и аналогичное оборудование (ОКПД2: 26.30.50) относятся к основным средствам - материальным активам со сроком полезного использования более 12 месяцев (см. п. 6 ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 17.09.2020, и п. 7 ФСБУ для организаций государственного сектора "Основные средства", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н), и, следовательно, подлежат принятию заказчиками к учету, и, как следствие, при закупках такие товары должны быть отделены от работ и к ним должен применяться национальный режим.
На данный момент Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023) не содержит такого обязательства (обязательства о выделении поставок), которое позволяет выполнять работы с использованием импортного оборудования.
Данная ситуация де-юре не является нарушением Постановлений Правительства № 878, 2013, 2014, 925, 616 и 617, Приказа 126н, но оказывает негативное влияние на российских товаропроизводителей, фактически нивелируя ограничения, установленные вышеупомянутыми постановлениями Правительства Российской Федерации.
Общее несчастье
Вышеописанные нарушения законодательства были выявлены не только в сегменте охранно-пожарного оборудования, но и в других отраслях радиоэлектронной промышленности, о чем свидетельствуют заявления представителей Ассоциации "Профессиональные системы видеонаблюдения и радиосвязи" и Автономной некоммерческой организации "Центр содействия повышению качества освещения "Честный свет". По сути, они носят массовый характер.
Помимо вышеупомянутых проблем, существует также практика подмены характеристик оборудования, внесенного в реестр российской промышленной продукции.
По словам Дмитрия Климова, директора Консорциума профессиональных систем видеонаблюдения и радиосвязи, с подобной практикой столкнулась компания ООО "БайтЭрг", один из крупнейших российских производителей систем видеонаблюдения.
Компания обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы России с жалобой на нарушение заказчиком порядка определения победителя по результатам электронного аукциона № 0173200001423000721 на поставку персональных носимых устройств записи данных и терминалов. Заказчик не применил требования пункта 3 Решения № 878 от 10 июля 2019 года и не отклонил заявку второго участника, который предложил поставить товар, не включенный в реестр российской радиоэлектронной продукции.
Управление ФАС России по г. Москве вынесло решение по делу № 077/06/106-10219/2023 от 02.08.2023 о признании жалобы ООО "БайтЭрг" необоснованной. Комиссия отметила, что "учитывая, что габаритные размеры товара, указанные в представленных реестровых номерах, не соответствуют техническому заданию, комиссия заказчика приняла решение отнести предлагаемую заявителем продукцию к иностранным товарам и не применять положения Постановления № 878 при рассмотрении заявок".
При проведении электронного аукциона заказчик "изменил" одну характеристику товара в техническом задании, находящемся в реестре промышленной продукции РФ и едином реестре радиоэлектронной продукции РФ. Изменение характеристики позволило заказчику не учитывать номер реестровой записи, так как товары под представленным номером не соответствуют ТЗ заказчика, и, соответственно, не применять требования пункта 3 постановления № 878 от 10 июля 2019 года.
В результате преференции, предусмотренные Указом № 878 для российской продукции, не были предоставлены.
Данный случай не единичный, и антимонопольные органы все чаще придерживаются указанной позиции (Решение Московского УФАС России по делу № 077/06/106-8747/2023 от 03.07.2023).
Как отмечают эксперты АНО "Центр содействия повышению качества освещения "Честный свет", действие Приказа Минфина России № 126н от 04.06.2018 (ред. от 11.11.2022) распространяется только на поставку товаров. А в случае выполнения работ по поставке и монтажу оборудования никаких преференций для российского оборудования нет. То есть китайские и европейские бренды систем безопасности, да и радиоэлектроники в целом, торгуются наравне с российскими производителями при закупках на монтаж, что опять же неблагоприятно сказывается на политике импортозамещения.
Таким образом, при закупке осветительного оборудования во время выполнения работ требование о 15-процентной преференции российским производителям не может быть выполнено, и государство переплачивает эти 15% подрядчику, устанавливающему импортное оборудование.
При использовании постановления № 878 участники закупок часто используют действительные реестровые номера российских производителей, а поставляя продукцию иностранного производства, подделывают паспорт изделия или не прикладывают его вовсе.
Положение в отрасли
20 октября 2023 года в Минпромторг России от имени нескольких отраслевых ассоциаций и консорциумов было направлено обращение участников радиоэлектронной промышленности. В обращении подчеркивались проблемы, с которыми сталкиваются отечественные производители при участии в конкурсных процедурах, а также была сформулирована просьба о разъяснении сложившейся ситуации в части непредоставления преференций, предусмотренных Постановлением № 878 для российской продукции, а также о необходимости доведения информации до профильных комитетов Правительства РФ с просьбой разобраться в ситуации и в рамках межведомственного взаимодействия выработать единую концепцию федеральных ведомств по вопросу контроля за реализацией
Основными факторами, препятствующими использованию российского оборудования в тендерах, по мнению отраслевых сообществ, являются следующие пробелы в нормативно-правовом регулировании:
а) в ключевых постановлениях Правительства РФ № 617, 616, а также в Приказе Минфина № 126н указаны не все коды ОКПД2 товаров, произведенных на территории РФ в стратегически важных районах;
б) существует терминологическая нестыковка и несоответствие между подзаконными актами, регулирующими данный вопрос;
в) не учитываются особенности ведения бухгалтерского учета бюджетными организациями;
г) использование бюджетных средств, выделенных на конкретные статьи расходов, не регулируется;
д) неправильное толкование юридических терминов, например - в действующем законодательстве нет четкого определения понятия "национальный режим".
Одним из возможных решений проблемы является создание межведомственной рабочей группы для устранения неточностей и пробелов в законодательстве. Начало такой работы позволит отечественным производителям убедиться в серьезности намерений правительства по выстраиванию технологического суверенитета и защите интересов отечественных производителей.
ВНИМАНИЕ!
Ваше имущество находится под защитой! 👍
Это напоминание для владельцев хорошей системы видеонаблюдения!