+7 (8634) 431-132

Тенденции пожарной безопасности 2022

Обновлено 18 апреля 2022 - 2 года назад

В 2021 году принят ряд нормативных правовых актов (НПА) и нормативных документов в области пожарной безопасности - внесены изменения в федеральные законы, приказы МЧС России, своды правил (СП, СНиПы). На законодательном уровне продолжается совершенствование существующих требований пожарной безопасности в части снижения административной нагрузки на юридических и физических лиц, повышения безопасности людей и снижения рисков и угроз пожаров. Основная часть разработанных в прошлом году документов вступила в силу в марте 2022 года.

Фундамент нового подхода к обеспечению пожарной безопасности был заложен вступившими в силу в прошлом году федеральными законами № 248-ФЗ "О государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации" и № 170-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты", которые ввели новые принципы и правила контрольной (надзорной) деятельности, а также установили новые требования в системе лицензирования.

Вступление в силу указанных законов послужило основной причиной для последующего внесения изменений в законы и приказы, а также принятия новых НПА, касающихся федерального государственного пожарного надзора, утверждения дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности, утверждения индикативных показателей при осуществлении пожарного надзора.

Среди тенденций пожарной безопасности 2022 года можно выделить следующие

  1. Упрощение процедур для юридических и физических лиц / защита бизнеса

Правительство России оперативно отреагировало на социально-экономическую ситуацию в стране, вызванную санкциями. Был подготовлен целый комплекс мер по поддержке граждан и бизнеса:

  • Внесены изменения в Закон № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
  • Подписано Постановление Правительства Российской Федерации № 353 от 12 марта 2022 года.

Правительство Российской Федерации получило полномочия по установлению моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий. И такой запрет был установлен - сотрудники государственного пожарного надзора не будут проверять организации до конца 2022 года. Исключение было сделано только для небольшого перечня объектов контроля, которые относятся к категории повышенного риска.

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление об автоматическом продлении срока действия лицензий и других видов разрешительных документов на 12 месяцев и их упрощенном получении или переоформлении в 2022 году. Это позволит снизить нагрузку на организации и предпринимателей, сократив расходы, связанные с прохождением разрешительных процедур. Предусмотренная законом ответственность за отсутствие лицензии применяться не будет.

Данная мера затронет более 120 видов разрешений, в том числе в таких важных сферах деятельности, как сельское хозяйство, промышленность, розничная торговля (включая торговлю подакцизными товарами), услуги связи, услуги такси. В общей сложности более 2,5 млн разрешений будут автоматически продлены или переоформлены по упрощенной процедуре.

Вадим Стуковнин, заместитель начальника 2-го регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве:

10 марта 2022 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации №336, которое вводит ряд ограничений на проведение контрольных (надзорных) мероприятий в текущем году. В частности, плановые мероприятия в рамках федерального государственного пожарного надзора проводятся только в отношении объектов дошкольного, начального общего и среднего образования, объектов отдыха и оздоровления детей, ряда социальных объектов и родильных домов, а также объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого и высокого риска. Также вводится ряд ограничений на проведение внеплановых мероприятий по контролю (надзору).

Как пояснили в пресс-службе Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве, предусмотрены следующие категории риска объектов защиты: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Отнесение к той или иной категории риска осуществляется на основании порядка и критериев отнесения объектов защиты к той или иной категории риска согласно приложению к указанному постановлению, однако к категории умеренного риска относятся многоквартирные дома высотой до 28 метров, линейные объекты, открытые автостоянки, открытые склады древесины и твердого топлива, земельные участки, не являющиеся соответствующими земельным участкам, на которых расположены здания и сооружения. При отсутствии решения об отнесении поднадзорного объекта к той или иной категории риска, поднадзорный объект считается отнесенным к категории низкого риска. В зависимости от категории риска, присвоенной объекту, устанавливается дифференцированная периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год; высокого - один раз в два года; значительного - один раз в три года; среднего - один раз в пять лет и умеренного - один раз в шесть лет.

  • Министерство по чрезвычайным ситуациям подготовило новый перечень нормативных документов по требованиям, которые оцениваются пожарной инспекцией.

Для удобства граждан департамент по чрезвычайным ситуациям обновил перечень документов, регламентирующих условия соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также устанавливающих сами требования пожарной безопасности, которые являются обязательными. Объединение документов в единый перечень избавляет граждан от необходимости самостоятельного поиска всех ключевых нормативных актов.

Новый "Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора" включает 7 документов:

-Федеральныйзакон "О пожарной безопасности" (статьи 20, 21, 25);

- Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (статьи 1, 2, 5, 6, 103-105, главы 14-22, 26, 30, 31, таблица 3, 12-25, 27-30);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2020 № 1084 "О порядке расчета оценки пожарного риска" (пункты 5-8);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 № 1325 "Об утверждении Правил оценки соответствия средств защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска" (все пункты);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (все пункты);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 № 1464 "Об утверждении требований к оборудованию объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" (пункты 3-15);

- Приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806 "Об определении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, программам инструктажа по пожарной безопасности, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности" (приложения к приказу № 1, 2, 3).

Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности

Государство последовательно снимает надзорное бремя с предприятий, прежде всего малых и средних. МЧС, перейдя на риск-ориентированный подход в надзорной деятельности, продолжает планомерно реформировать эту сферу своей деятельности.

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2021 года № 1844 "Об утверждении требований к разработке, содержанию, публичному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов".

Важный документ, вступивший в силу с 1 марта 2022 года. В нем перечислены требования к разработке и актуализации форм проверочных листов, используемых должностными лицами Государственного пожарного надзора МЧС России, а также установлены случаи их обязательного применения. Пересмотрены ранее разработанные и утвержденные формы проверочных листов, используемых при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности.

Проверочные листы должны содержать перечни контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении поднадзорным субъектом обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Проверочные листы формируются и утверждаются соответствующими органами контроля (надзора) в формате, позволяющем использовать их хозяйствующими субъектами для проведения самообследования.

Использование проверочных листов является обязательным при проведении в рамках федерального государственного пожарного надзора таких плановых контрольных (надзорных) мероприятий, как рейдовая проверка и выездная проверка. В этих случаях оценка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности проводится по перечню вопросов, оформленному в виде проверочного листа. Указанный перечень формируется на основе перечня документов, содержащих обязательные требования пожарной безопасности, размещенного на официальном сайте МЧС России. Следует отметить, что контрольные перечни не содержат обязательных требований, соблюдение которых проверяется при выдаче иных документов разрешительного характера.

Обновленная форма контрольного перечня должна включать:

  • наименование вида федерального государственного надзора;
  • наименование контролирующего органа и реквизиты нормативного правового акта
    Утверждение формы контрольного листа;
  • перечень контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые свидетельствуют о соответствии (несоответствии) контролируемого лица обязательным требованиям;
  • колонки, содержащие ответы на контрольные вопросы ("да", "нет",
    колонка "не применимо", а также колонка "примечание", заполняемая в случае колонки "не применимо";
  • реквизиты нормативных правовых актов (с указанием структурных единиц этих актов), соотнесенные с перечнем контрольных вопросов: идентификационные данные гражданина или хозяйствующего субъекта, являющегося подконтрольным лицом (фамилия, имя и отчество, наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя или юридического лица, адрес регистрации гражданина или индивидуального предпринимателя, адрес юридического лица, его филиалов, представительств

Кроме того, контрольный лист должен содержать поля для внесения такой информации, как вид контрольного (надзорного) мероприятия (КМН), дата заполнения контрольного листа, информация об объекте, в отношении которого проводится КМН, место проведения мероприятия и его регистрационный номер, сведения о решении ОГПН о проведении КМН, а также должность, фамилия и инициалы должностного лица, заполняющего контрольный лист.

Отличительной особенностью новой формы проверочного листа станет наличие QR-кода, расположенного в правом верхнем углу первой страницы, сформированной по единому реестру мероприятий по контролю (надзору) в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра мероприятий по контролю (надзору) и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415). QR-код предоставляет ссылку на страницу в сети Интернет, содержащую запись о профилактическом мероприятии или КНМ, в рамках которого был составлен проверочный лист.

  • С 11.03.2022 вступил в силу приказ от 09.02.2022 № 78 МЧС России "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении подконтрольным лицом обязательных требований), подлежащих применению должностными лицами Государственного пожарного надзора России при осуществлении федерального государственного пожарного надзора".

Данные проверочные листы используются не только при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий органами государственного пожарного надзора, но и могут быть использованы поднадзорными лицами при проведении самоинспекции.

"Приказом предусмотрены формы проверочных листов для различных категорий объектов (на объектах проживания людей, на объектах научных и образовательных организаций, на объектах здравоохранения, на объектах культурно-просветительных и зрелищных учреждений, на объектах торговли и других). Их использование позволит лучше понять, какие требования предъявляются органами пожарного надзора к тому или иному объекту, а также облегчит оценку соответствия объекта требованиям пожарной безопасности", - пояснил заместитель начальника 2-го Регионального управления пожарного надзора по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве Вадим Стуковнин.

Повышение уровня защиты граждан, их имущества и объектов экономики от пожаров

МЧС России продолжает совершенствовать реагирование на любые возможные чрезвычайные ситуации, наращивая оперативные, кадровые и технические возможности. Повышается мобильность пожарных и спасательных подразделений. Проводятся организационные реформы. Вносятся изменения в действующее законодательство.

  • Разработаны поправки к "Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности".

Законопроект, прошедший первое чтение в Госдуме, предусматривает расширение условий соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, включая использование различных расчетных обоснований, испытаний, исследований, а также выполнение требований специальных технических условий и стандартов организации. Исключены устаревшие, избыточные и дублирующие требования пожарной безопасности. Документ направлен на систематизацию обязательных требований, а также повышение эффективности технического регулирования данной сферы;

  • Приказом МЧС внесены изменения в порядок формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных.
  • В первом чтении принят законопроект о внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О пожарной безопасности".

Законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению перечня населенных пунктов, в которых расположены территориальные подразделения федеральной противопожарной службы. Реализация таких полномочий позволит оптимально распределить в населенных пунктах подразделения ФПС и ФПС по административно-территориальному принципу с учетом экономического и производственного потенциала таких населенных пунктов, а также численности проживающего в них населения.

  • МЧС России разработало правила осуществления деятельности в области пожарной безопасности договорными подразделениями Государственного пожарного надзора.

Данный проект постановления Правительства Российской Федерации размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, документ определяет виды работ и механизм оказания услуг в области пожарной безопасности. В частности, устанавливается, что контрактные подразделения ФПС ГПС обслуживают опасные производственные объекты, эксплуатируемые государственными корпорациями и организациями, а также ряд критически важных и пожароопасных объектов.

  • опубликован проект изменения № 5 к СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения огня в объектах защиты. Требования к пространственно-планировочным и конструктивным решениям".

Данный документ разрабатывается в соответствии с "дорожной картой" по развитию рынка малотоннажного сжиженного природного газа и газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2021 № 350-р. Целью разработки документа является совершенствование нормативных требований пожарной безопасности по ограничению распространения пожара при проектировании и строительстве зданий и сооружений.

  • С 1 мая 2022 года вводится в действие ГОСТ 34428-2018 "Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Общие технические условия".

Новый стандарт распространяется на фотолюминесцентные эвакуационные системы, устанавливаемые в зданиях, подземных и наземных сооружениях, объектах гражданской обороны, потенциально опасных объектах и на всех объектах транспортной инфраструктуры. Данный ГОСТ не распространяется на системы аварийного освещения, электрические (с элементами, потребляющими электрическую энергию) системы освещения и обозначения путей эвакуации.

  • Опубликован межгосударственный стандарт на устройства для аварийного открывания дверей эвакуационных и аварийных выходов "Антипаника".
  • Готовятся поправки в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране" (ДПО). В целях развития корпоративного добровольчества предлагается предусмотреть упрощенный порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации подразделений добровольной пожарной охраны в организациях (без создания общественного объединения пожарной охраны), что позволит в полной мере обеспечить право руководителей организаций на создание подразделений добровольной пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, а также увеличить количество подразделений добровольной пожарной охраны и численность входящих в них добровольных пожарных.
  • Пересмотренный свод правил "Производственные и складские здания". "СНиП 31-03-2001 Промышленные здания" - распространяется на проектирование производственных, складских и лабораторных зданий и помещений. Так, в производственных зданиях необходимо предусматривать установку систем автоматического пожаротушения, а также систем оповещения и эвакуации при пожаре.
  • Постановлением Правительства Российской Федерации № 1464 утверждены требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Документ устанавливает, в каких случаях необходимо устанавливать автоматические установки пожаротушения и пожарную сигнализацию на объектах защиты, а в каких нет. Перечислены необходимые технические характеристики пожарной сигнализации. В частности, документ предусматривает, что объекты защиты должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения (АУП), системами пожарной сигнализации (СПС) и системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ) в соответствии с установленными критериями оснащения.

Перечислены следующие критерии оборудования:

  • Здания - СПС и АУП;
  • объекты - СПС и АУП;
  • помещения - SPS и AUP;
  • оборудование - AUP;
  • объектов защиты - ЛДС.
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1128 определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В документе перечислены лицензионные требования при осуществлении лицензируемой деятельности, определены формы заявлений о предоставлении лицензии, указаны объекты лицензионного контроля.
  • Приказом МЧС России № 488 утверждены индикативные показатели, используемые при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.

Обучение и развитие сотрудников

  • Начиная с 1 марта 2022 года, программы пожарной подготовки должны проводиться в соответствии с новыми требованиями.

Порядок, виды и сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, программам инструктажа по пожарной безопасности утверждены приказом МЧС России от 18.11.2021 № 806. Как следует из документа, ответственность за организацию и своевременность обучения мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа возлагается на руководителя организации, который должен определить порядок и сроки обучения:

  • обучение должно содержать теоретическую и практическую части;
  • обучение может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).

В соответствии с Порядком инструктажи по пожарной безопасности подразделяются на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой. Для каждого из видов инструктажей в Порядке приведены основания и особенности их проведения. Проведение инструктажей по пожарной безопасности завершается проверкой соответствия знаний и навыков инструктируемых лиц требованиям, предусмотренным программами инструктажей по пожарной безопасности, которую осуществляет лицо, проводившее инструктаж по пожарной безопасности, или иное лицо, назначенное руководителем организации.

  • В первом чтении был принят законопроект о внесении изменений в ст. ст. 24 и 37 Федерального закона "О пожарной безопасности".

Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О пожарной безопасности" нормами, содержащими требование о соблюдении квалификационных требований и профессиональных стандартов к работникам и лицам, привлекаемым к осуществлению деятельности в области пожарной безопасности, а также обязанность руководителя организации назначить работника, ответственного за обеспечение пожарной безопасности, соответствующего указанным требованиям.

  • Приказом МЧС № 870 утверждена форма оценочных листов, содержащих перечень контрольных вопросов, ответы на которые должны свидетельствовать о соблюдении соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований к деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
  • Вступает в силу приказ МЧС России № 596 "Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности".

Стандартные дополнительные программы профессионального развития были утверждены для следующих категорий сотрудников:

  1. Руководители организаций, индивидуальные предприниматели (ИП) и лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации.
  2. Руководители эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, и назначенные ими лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности.
  3. Ответственные должностные лица, занимающие должности главных технических и производственных специалистов, и должностные лица, исполняющие их обязанности, на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания одновременно 50 и более человек.
  4. Лица, на которых возложена трудовая функция по проведению инструктажей по пожарной безопасности.

Кроме того, данным приказом утверждена типовая дополнительная программа профессиональной переподготовки для получения квалификации "Специалист по противопожарной профилактике".

  • Приказом Минтруда России № 696н утвержден профессиональный стандарт "Специалист по противопожарной профилактике". В данном документе описаны трудовые функции, включенные в стандарт. Приведены характеристики обобщенных трудовых функций. Подробно описана обобщенная трудовая функция "Обеспечение противопожарного режима на объекте защиты".
  • Приказ МЧС России № 931 "Об аттестации должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска" утверждает требования к квалификационному экзамену для проверки наличия у должностного лица, осуществляющего деятельность в области оценки пожарного риска, специальных знаний в области пожарной безопасности.

Совершенствование методов тушения пожаров

  • Проект изменений № 2 к СП 155.13130.2014 "Хранилища нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности".

Целесообразность разработки проекта поправки обусловлена необходимостью анализа нормативных документов в части обоснования значений интенсивностей подачи раствора пенообразователя на горящий объект. Как показывает статистика, резервуары объемом более 5000 м практически не тушатся при тех интенсивностях и способах подачи пены, которые прописаны в документах.

  • Подготовлен проект нового СП "Системы противопожарной защиты. Системы с использованием воздухопроницаемой гипоксической атмосферы. Нормы и правила проектирования".

Противопожарные системы с использованием воздухопроницаемой гипоксической атмосферы являются относительно новым видом технических средств, которые применяются для обеспечения пожарной безопасности объектов защиты. Сегодня за рубежом такие системы защищают более 1000 объектов, в нашей стране - около 30. Особенностью таких систем является то, что при наличии источника зажигания не происходит воспламенение с последующим распространением горения пламени на горючие вещества и материалы объекта.

  • Всероссийский институт противопожарной обороны (ФГБУ ВНИИПО МЧС России) разработал проект рекомендаций по применению пенообразователей для тушения пожаров.
  • Во ВНИИ ГОЧС создана проектная группа по разработке робототехнических комплексов специального и двойного назначения в системе МЧС России. В ее состав вошли специалисты ВНИИ ГОЧС, ВНИИ ПО и АГЗ МЧС России. Основной задачей нового подразделения при ВНИИ ГОЧС является повышение эффективности деятельности при разработке робототехнических комплексов и беспилотных авиационных систем. Это предполагает максимальное внедрение прикладных разработок и конкретных технологий с целью создания перспективных робототехнических комплексов.

Результат: В 2022 году мы видим, как постепенно продолжает меняться подход к нормативному регулированию в области пожарной безопасности и контрольно-надзорной деятельности в связи с переходом к проверкам, основанным на оценке рисков. МЧС России ведет работу по повышению оперативности реагирования пожарных подразделений, расширению условий соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, устранению устаревших и избыточных требований. Росстандарт и Минстрой вносят изменения в своды правил, уточняют и регламентируют требования пожарной безопасности на объектах, приводят техническую документацию в соответствие с быстро меняющимися реалиями современного мира. Особое внимание в этой работе уделяется объектам с большим количеством людей. МЧС России внедряет новые превентивные механизмы в области пожарной безопасности, вкладывает средства в развитие технологий и оборудования для пожаротушения, уклон делается в сторону различных роботизированных устройств, беспилотных авиационных систем, современных отечественных средств мониторинга. Решат ли новые нормативно-правовые изменения существующие проблемы, покажет время.

ВНИМАНИЕ!

Ваше имущество находится под защитой! 👍

Это напоминание для владельцев хорошей системы видеонаблюдения!