+7 (8634) 431-132

В 2022 году в России произошло 352 607 пожаров, что на 38 000 меньше, чем в 2021 году

Обновлено 15 декабря 2023 - 11 месяцев назад

Около 70 % из них произошли в жилом секторе. Россия входит в топ-5 стран по количеству погибших на пожарах - 5,8 на 100 тысяч человек. В 2023 году МЧС России проводит масштабную реформу, направленную на совершенствование системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышение квалификации персонала и эффективности работы ведомства. Решение задач пожарного надзора "на земле" возлагается на Департамент надзорной деятельности и профилактической работы. Его новым директором в ноябре 2023 года стал Сергей Воронов, действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса, кандидат технических наук.

ЗАДАЧИ ОТДЕЛА И ЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Ежегодно в стране происходит более 250 чрезвычайных ситуаций и в среднем от 130 до 400 тысяч техногенных пожаров. И риски возникновения масштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров сохраняются. Именно поэтому так важна роль пожарного надзора в их предотвращении.

Согласно отчетным данным, за 9 месяцев 2023 года было проведено 75 тысяч контрольно-надзорных мероприятий. Сотрудниками Государственного пожарного надзора выявлено 383 тысячи нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Из них 233 тысячи уже устранены. В органы власти направлено 22,6 тысячи сообщений о неудовлетворительном противопожарном состоянии объектов защиты, в прокуратуру - более 11,7 тысячи. Прокурорами принято 7 тысяч решений о согласовании внеплановых проверок.

Напоминаю, что сейчас действует мораторий на плановые проверки. Поэтому, прежде чем отправиться на объект, нам необходимо согласовать контрольно-надзорные мероприятия с прокуратурой.

Перед МЧС стоит конкретная задача - снизить как количество пожаров, так и число жертв. В 2021 году в пожарах погибло 8,5 тысячи человек, в 2022-м - 7,7 тысячи. За 9 месяцев 2023 года около 5,4 тысячи. Причина гибели людей не всегда техническая, есть и социальный аспект, образ жизни и ответственность самих граждан за свою жизнь. Кроме того, почти 30 % пожаров происходят из-за неисправного электрооборудования.

Цель по снижению смертности от пожаров установлена на уровне 3% в год. Как ее достичь? К сожалению, пожары есть, были и будут. И единственное, что поможет снизить количество жертв, - это системная работа по надзору и профилактике. С привлечением органов местного самоуправления и органов государственной власти в регионах.

К сожалению, Россия по-прежнему входит в пятерку стран-лидеров по количеству смертей от пожаров на 100 000 человек. Примерно 6 смертей на 100 000 человек. Это выше, чем в странах постсоветского пространства, а также в США и странах Европы. Около 70 % пожаров происходит в жилом секторе.

О ПРИНЦИПАХ ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

Я убежден: пожарный надзор должен основываться на ответственном отношении собственников помещений к жизни и имуществу. Для этого в законодательстве прописано требование к собственнику объекта о разработке и реализации мер пожарной безопасности. Он должен этим заниматься.

Уровень общества определяет степень ответственности его граждан перед самими собой. В нашей пожарной сфере до сих пор никто не выполняет требования, пока не придет инспектор и не накажет. Но мы будем продолжать создавать институт ответственности и внедрять механизмы ее реализации.

Важным изменением в законодательстве являются поправки к № ФЗ-69 "О пожарной безопасности". Они касаются определения минимального перечня мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности для собственника здания, арендатора, органа местного самоуправления, органа государственной власти, собственника или арендатора земельного участка.

Прежде всего, мы должны защитить инспектора. А защитить инспектора можно только в том случае, если в законодательстве четко прописаны положения, которые позволят нам ответить на такие вопросы: какое нарушение создает угрозу жизни и здоровью людей на объекте, а какое - угрозу причинения вреда имуществу? Такое разграничение признаков нарушений должно быть закреплено на законодательном уровне. Чтобы инспектор, выходя на проверку, мог видеть, какие меры предпринимает владелец объекта для выполнения требований пожарной безопасности.

Еще раз: безопасность и ответственность лежит на владельце объекта. Инспектор выполняет надзорные функции.

Я хотел бы подчеркнуть, что систему безопасности все равно должен разрабатывать собственник. И задача государственного надзора - помочь ему в этом. Мы отмечаем рост пожаров на объектах значительной категории риска. И это не маленькие объекты: производственные циклы, которые по определенным критериям не попадают в категорию чрезвычайно высокого или высокого риска. И когда инспекторы выходят с повторной проверкой, зачастую на объекте ничего не меняется: например, нет системы дымоудаления или второго эвакуационного выхода. Эти нарушения были допущены на стадии строительства или разработки проектной документации и без участия собственника будут проходить весь жизненный цикл объекта. Если, конечно, его не прервет пожар.

Согласно 69-ФЗ "О пожарной безопасности", именно руководитель организации обязан разработать и реализовать меры противопожарной защиты. Одним из них является Декларация пожарной безопасности, в которой должны быть указаны нормы, в соответствии с которыми эксплуатируется объект. Часто приходится слышать, что не хватает специалистов, которые бы разработали всю необходимую документацию для собственника.

Невозможно создать универсальные чек-листы, которые подходили бы для проверки всех объектов. Альтернатива заключается в надзорном механизме, когда перечень критериев проверки безопасности объекта с точки зрения пожарной безопасности разрабатывается каждым собственником для своего объекта индивидуально, а достаточность устанавливается в рамках государственного пожарного надзора. Последующий контроль осуществляется в соответствии с де-факто согласованными решениями.

РЕФОРМА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Нужен ли реестр объектов повышенного риска? Сегодня у нас более 2 миллионов поднадзорных объектов. Мы ведем реестр оборонных объектов и проверяем, насколько работоспособно установленное на них оборудование, выполняет ли оно свои функции или нет. Это очень глобальная задача.

Трагедия в "Зимней вишне" стала поводом для пересмотра ситуации с надзором за введенными в эксплуатацию объектами. Для его эффективного осуществления инспектору необходима вся информация о состоянии здания.

К сожалению, сегодня сотрудники Государственного пожарного надзора пока не могут осуществлять надзор на стадии проектирования. У нас нет доступа к проектной документации. Государственный строительный надзор смотрит только на соответствие объекта проекту до ввода в эксплуатацию.

Нужно уточнить законодательство в части хранения проектной документации на объекте. Анализ результатов проверок показал, что зачастую проекты просто отсутствуют или разработаны с грубыми нарушениями.

Проектирование инженерных и противопожарных систем происходит, когда объект уже принят в эксплуатацию. Работоспособность любой системы зависит от правильности процессов проектирования, монтажа и эксплуатации. Соответственно, вопрос "Кто и как проектирует?" становится все более актуальным. Поэтому в ноябре 2021 года появилось постановление правительства № 2106, которое вступило в силу в марте 2022 года. Документ определяет порядок аттестации лиц на право проектирования систем пожарной безопасности. Процедура проводится МЧС России на бесплатной основе.

О КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ В СЕКТОРЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

За последние годы оборудование и технологии кардинально изменились, а количество задач, решаемых отделом, увеличилось. Это диктует необходимость формирования нового имиджа специалиста в области безопасности жизнедеятельности. От этого человека и его квалификации зависит наша безопасность. МЧС России совместно с Советом по профессиональным квалификациям в области безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях (СПКБЧС) разрабатывает национальную систему квалификаций и профессионального образования. Она включает в себя создание центров независимой оценки знаний и навыков специалистов, внедрение инновационных проектов. Главная задача национальной системы квалификаций - обеспечить государство качественными кадрами.

С 1 марта 2023 года вступил в силу приказ МЧС № 578. Его цель - привести в соответствие существующие системы обучения пожарной безопасности и профильное законодательство. Данный документ внес изменения в уже существующий приказ ведомства - это акт № 596 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности". Теперь обучение лицензиатов и их сотрудников не будет проводиться по общей дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в области пожарной безопасности на объектах повышенной взрывоопасности. С 1 марта для них действует отдельная программа.

Другой приказ МЧС, от 15.11.2022 г. № 1156, вступил в силу с 1 марта 2023 года. Теперь новый стандарт дополнительных профессиональных программ применяется при обучении работников соискателей лицензии или лицензиатов, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности. А также лиц, осуществляющих проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Всего документ утверждает три типовые дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки:

  • деятельность по монтажу, обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также их проектирование;
  • тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
  • деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Приказ агентства будет действовать до 1 сентября 2026 года.

Процедура аттестации проводится дистанционно, с использованием прокторинга. С момента утверждения новой процедуры ее прошли более 6 500 человек, а получили документ 3 500 специалистов. Решение об отказе в выдаче аттестата было основано не только на ошибках заявителей, но и на том, что они использовали шпаргалки. Мы можем делать отметки в реестре аттестованных лиц в случае выявленных нарушений в проекте, в случае привлечения к административной ответственности. И это будет ориентиром для тех, кто выбирает проектную организацию.

Согласно постановлению правительства, МЧС не наделено правом отзывать сертификацию по результатам проверок на предмет выявленных нарушений в проектной документации. Однако в данном случае может быть применена статья 238 Уголовного кодекса - "Выполнение услуг/работ, не отвечающих требованиям безопасности". Сейчас мы сотрудничаем со Следственным комитетом РФ, чтобы разобраться в тонкостях этой статьи и понять, как ее применять.

СТРАХОВАНИЕ ОТ ПОЖАРА

Проблема наших страховых компаний в том, что они не могут позволить себе содержать компетентных специалистов по оценке рисков. Страховые взносы за пожар минимальны, и они никогда не покроют ущерб. В европейских странах самой отрасли страхования уже более 100 лет. В Германии существует экспертная организация при Ассоциации страховых компаний FAU DS, она специализируется на страховании от огня. В США ведение бизнеса связано с обязательным страхованием ответственности.

Российский страховой бизнес ориентирован на денежного клиента. При таком подходе необходимо самостоятельно покрывать свои риски, защищать себя. Таким образом, собственник не увидит целесообразности в страховании. Он и так платит за охрану объекта, оснащение его противопожарными системами и их обслуживание.

Цель страхования от огня - защита цепочек поставок и социальных гарантий сотрудникам. Приведу наглядный пример. В результате пожара в распределительном центре OZON 1 200 человек потеряли работу. Из них на сегодняшний день трудоустроено менее 200 человек. Ущерб более 20 миллиардов рублей. Государство теряет налоги. Сотни покупателей остались без товаров, а продавцы - без денег, потому что сгорели. Нарушены цепочки производственного цикла. В этом и состоит задача противопожарного страхования - не допустить разрыва всей этой цепочки. И дать возможность восстановить ее за счет страховых выплат.

МЧС России готово участвовать в формировании системы противопожарного страхования в России. Это интересно с точки зрения повышения эффективности надзора за объектами и экономии бюджетных расходов на ликвидацию последствий. Любая безопасность, в том числе и пожарная, строится на фундаментальном принципе. Думать не о том, что "этого никогда не случится", а именно о том, что это произойдет. И сразу планируйте шаги, необходимые для минимизации последствий.

АВТОНОМНЫЕ ПОЖАРНЫЕ ИЗВЕЩАТЕЛИ

Автономные дымовые извещатели (АДПИ) - это шанс на спасение людей во время пожара. Именно наличие систем оповещения о пожаре и первичных средств пожаротушения является основой профилактики и предотвращения пожаров.

С 1 марта 2021 года вступают в силу требования по оснащению жилых помещений ADPI на этапах проектирования и строительства.

С 1 марта 2023 года, после внесения изменений в "Правила пожарной безопасности", стало обязательным оснащение жилых помещений многодетных и социально незащищенных семей автономными пожарными извещателями. Выполнение этого требования возложено на региональные государственные структуры в рамках законодательства "О социальной защите населения".

Всего за период 2018-2023 годов в рамках целевых региональных и муниципальных программ в местах проживания многодетных семей было установлено более 900 000 автономных дымовых извещателей. Это позволило спасти жизни более 4 000 человек, из них почти 2 000 детей. Это показатель эффективности нашей работы. В некоторых субъектах Федерации 40-45 % жилья многодетных семей оборудовано извещателями. Это тоже показатель нашей работы. Мы также постоянно работаем над ее улучшением.

В рамках реализации 043/2017 Технического регламента ЕАЭС разрабатывается проект межгосударственного стандарта по требованиям к ADIP. Национальный стандарт продолжает действовать. Продукция проходит экспертизу на соответствие ГОСТу. На мой взгляд, унификация производства и модельного ряда под единые требования будет способствовать росту популярности таких извещателей среди физических лиц на всей территории ЕАЭС.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Тема параллельного импорта сегодня актуальна, но остается сложной. Ввоз некоторых видов импортного противопожарного оборудования через страны Таможенного союза не запрещен. Но есть и риски: например, такое оборудование не проходит авторизованную техническую поддержку и обслуживание у поставщика. Мы работаем над тем, чтобы закрепить в техническом регламенте Таможенного союза такие критерии, как максимальная наработка и максимальный срок службы. В текущей ситуации по достижении предельного срока эксплуатации необходимо строго заменить оборудование на отечественные системы.

Но проблема не только в авторизованных центрах, она глубже. Скажем так, это вопрос социальной ответственности бизнеса: ведь большинство импортных систем приобретается через случайных продавцов, зачастую через фирмы-однодневки, а не через официальных дистрибьюторов (которые тоже несут определенную ответственность перед покупателем). Поэтому необходимо ограничить перемещение продукции из недружественных стран, получивших аккредитацию в Едином таможенном пространстве. Решением вопроса может стать ограничение на государственные закупки такого оборудования, так как в технических спецификациях могут быть прописаны ограничения на ту или иную продукцию. Таким образом, в бюджетной сфере проблема может быть решена с помощью нормативного регулирования - 223-ФЗ и 44-ФЗ.

Тем не менее, заменить все зарубежное оборудование сразу невозможно, в том числе и по финансовым соображениям. Его устанавливают не только в коммерческих организациях, но и в бюджетных учреждениях. Мы часто слышим об аннулировании сертификатов, выданных на импортную продукцию. Но у нас единое экономическое пространство в лице ЕАЭС. И тогда сертификат, выданный в Казахстане, будет действовать на территории России. Другой вопрос, что в этом случае производитель не берет на себя ответственность, если произойдет поломка. А будет ли готова организация, обслуживающая оборудование, взять на себя ответственность за качественное выполнение всех работ?

Для внебюджетного сектора имеет смысл ввести практику отказа в выдаче заключения (при сдаче объекта), если сертификат на оборудование действует не в России, а на территории соседнего государства. На этапе эксплуатации здания, когда происходит замена оборудования из недружественных стран, ситуация будет иной. Прежде всего, необходимо разобраться, что подразумевается под понятием "техническая документация", чтобы не было двойного толкования закона и того, сколько ее нужно хранить. И тогда закон будет трактоваться одинаково и потребителем, и контролирующими органами.

Маркировка пожарной продукции может стать необходимым фильтром при допуске на рынок. Сегодня существует риск оснащения объектов оборудованием с приостановленным обслуживанием от производителей из недружественных стран. Фактор происхождения продукции стал критичным. Иностранный производитель может отключить программное обеспечение в России, после чего проведение диагностики и обслуживания устройств станет невозможным. Для систем пожарной безопасности такой риск должен быть исключен.

Импортозамещение должно носить характер государственной стратегии. И синхронизировать действия государственных органов. МЧС - не единственный регулятор такого оборудования. Этот вопрос также находится в ведении Минпромторга и Минэкономразвития. И если мы уже готовы говорить о переносе сроков замены оборудования, рассматривать возможность ограничения поставок нового оборудования за счет параллельного импорта, обсуждать сокращение ввоза комплектующих для зарубежных систем, то окончательные решения по защите внутреннего рынка и отечественных производителей должны быть не коллективными, а системными и приниматься в формате межведомственных рабочих групп.

Считаю своевременной идею формирования реестра рекомендуемого оборудования российского производства. Любой хозяйствующий субъект имеет право знать, какого качества и какого производителя оборудование он приобретает. Кроме того, компании, включенные в такой реестр, будут заинтересованы в поставке на рынок качественной продукции.

МЕТОДЫ РАБОТЫ

Я, как профессиональный "тушитель", знаю - любой пожар можно предотвратить. Например, с помощью профилактики и своевременного надзора.

Я погружаюсь в каждую тему как можно глубже. Во время погружений я задерживаю дыхание более чем на шесть минут, что делаю уже много лет. В академической сфере я "погрузился" до уровня кандидата технических наук. В своем новом назначении я вижу ту же задачу - изучить предмет до мельчайших деталей. И найти ответы на вопросы организации пожарного надзора в современных условиях.

Все основано на принципе маятника. Он качнулся влево, его максимальная точка - чрезвычайное происшествие, пожар. Затем маятник качнулся вправо, его максимальная точка - тоже происшествие. А период между крайними точками - это время, когда мы должны принимать меры. На законодательном, техническом, организационном уровнях. И делать это нужно быстро. Потому что с каждым разом амплитуда маятника уменьшается. Анализируя всю законодательную базу, не только в области пожарной безопасности, я вывел закономерность, что от ЧС до ЧС при необоснованном регулировании проходит три, максимум - четыре года.

В 2016 году я покинул МЧС и до 2020 года работал заместителем руководителя социально-ориентированной некоммерческой организации . Вернулся в структуру МЧС, потому что любая другая работа мне не подходит, мозги "закисают". По характеру я очень инициативный человек. Я не равнодушна. Мне небезразлично, что происходит с Государственным пожарным надзором и пожарной охраной в целом. Поэтому я снова здесь, в Министерстве по чрезвычайным ситуациям.

ВНИМАНИЕ!

Ваше имущество находится под защитой! 👍

Это напоминание для владельцев хорошей системы видеонаблюдения!