Веб-камеры Nearity V11, CC100 и CC200 - это уже не просто веб-камеры?
Обновлено 15 июля 2024 - 4 месяца назад
Если прогресс мобильной сотовой связи не смог предсказать никто из писателей-фантастов даже первой половины прошлого века ("микрорадио" Адамова - это, все-таки, магистральная связь, а не сотовая), то в отношении видеочатов они были единодушны. Что логично - невозможность видеть собеседника всегда считалась недостатком обычной голосовой телефонной связи, поэтому никто не сомневался, что в будущем эта проблема будет решена.
И она действительно была решена одновременно с массовым распространением интернета. Были и альтернативные попытки реализации (например, видеозвонки, которые почти напрямую прописаны в стандартах 3G-телефонии), но они оказались менее удачными. Разнообразные мессенджеры для различных платформ быстро освоили не только передачу текста, но и голоса и видео. Они могли бы сделать это еще быстрее, но их сдерживала скорость каналов связи. Видеоконференции через обычный аналоговый модем - та еще морока: в лучшем случае в режиме 160x120 при 15 FPS. Но даже такой штукой пользовались, потому что для своего времени, да еще и бесплатно, она воспринималась как фантастика. А позже интернет стал работать быстрее - и проблема исчезла.
Или нет. Каналы связи в массе своей стали быстрыми - даже сотовая связь обеспечивает скорости, которые 20 лет назад казались немыслимыми для проводов. С программным обеспечением проблем нет - на любой вкус и цвет и для всех платформ. А слабым звеном часто оказываются камеры, хотя они встроены в большинство оборудования. Про смартфоны ничего плохого сказать нельзя - там фронтальные камеры уже лучше среднего цифрового фотоаппарата недавнего прошлого, многие делают с ними селфи. А вот в планшетах камеры ставятся уже по остаточному принципу. В ноутбуках - по очень остаточному принципу: лишь бы было. Даже в дорогой модели даже сейчас легко встретить камеру, которая максимум может потянуть HD@30. Что еще смешнее (хотя кому как) - дешевые ноутбуки щеголяют FHD-камерами по спецификациям, хотя на самом деле там часто стоит обычная VGA-камера 90-х годов с программной интерполяцией. Качество, с которым она работает, изначально убогое - а после интерполяции оно становится убогим в квадрате.
Расположение камер также может доставить немало удовольствия собеседникам. Когда в моду вошел безрамочный дизайн, не все производители посчитали правильным портить его накладкой камеры в стандартном месте над дисплеем. Поэтому в моноблоках камеры часто стали и вовсе устанавливать под дисплеем в "подбородок", а в ноутбуках - в клавиатуру. Пик этого пришелся как раз на период перед пандемией, многие тогда не обращали внимания на камеры и их расположение, а потом вдруг они стали необходимы - со всеми вытекающими последствиями. Сейчас эта практика в основном сошла на нет, но множество техники пяти-шестилетней давности все еще используется.
Как правило, в большинстве случаев камеры оснащаются оборудованием по принципу "лишь бы было". Настольные компьютеры чаще всего обходятся вообще без них. В некоторых мультимедийных мониторах с USB-хабами камеры встречаются, причем более-менее приличные - но это редкость, да и цена не всегда может порадовать. А наибольшим спросом по-прежнему пользуются самые дешевые мониторы с минимальным функционалом.
Что делать? Купить что-то отдельное. Это сразу решает проблему с расположением. В то же время это может принести неожиданные бонусы - ведь встраиваемые камеры очень "персональные": расположение и узкий угол обзора не позволяют использовать их вместе, что иногда может быть удобно. Да и в целом производители веб-камер по-прежнему заботятся о функциональности и комфорте использования. Понятно - почему: что-то уровня встраиваемых решений вряд ли кто-то будет специально покупать. Здесь нужна нормальная рабочая - качественная и удобная. Хотя, справедливости ради, даже самые простые камеры за несколько сотен рублей в каком-нибудь "Ашане" все равно пользуются спросом. Просто потому, что некоторым пользователям настольных компьютеров иногда подходит принцип "лишь бы было". И, конечно, промежуточные решения между безоговорочными топами и самыми дешевыми моделями тоже есть на рынке.
Сегодня мы рассмотрим три камеры Nearity. Основное внимание будет уделено CC200 - это современная топовая модель, собравшая в себе большинство разработок компании. CC100 выглядит как ее несколько упрощенная версия в том же дизайне, а V11 схожа с CC100 по характеристикам, но в другом дизайне. Зачем выпускать несколько камер? У покупателей разные запросы, и цены на устройства с разным функционалом тоже разные. Впрочем, эти модели не сильно отличаются друг от друга, но CC200 кому-то может показаться чрезмерным. Главное, что в любом из устройств выполнен значительно более высокий уровень, чем обеспечивают встроенные модели. По всем направлениям - матрица, оптика, встроенные микрофоны с шумоподавлением. О последнем параметре некоторые забывают, но, повторимся, до сих пор популярна установка одного микрофона в тот же ноутбук. Не со зла, конечно, - просто в современном безрамочном дизайне не хватает места для "полноценной" конструкции. А компактные "дискретные" камеры нижнего ценового диапазона могут грешить тем же. Здесь - не сэкономили.
Прежде всего, давайте посмотрим на Nearity V11, который уже не является последним модным трендом. Следует обратить внимание на ширину в 10 см - которая как раз позволяет легко разместить все элементы и разнести микрофоны на 7 см друг от друга - для нормальной работы базы и модулятора шума.
"Хорошие" модели, встроенные в мониторы, могут быть не менее хороши - особенно если речь идет о продуктах до безрамочной эпохи. Но где их взять в наше время. Или, более глобально, как выбрать хорошие. Тем более что покупать тот же монитор, привязанный в первую очередь к качеству встроенной веб-камеры, немного странно - проще купить дискретную к любой модели. Да и ценовой фактор немаловажен - я в свое время за этот Dell отдал больше денег, чем заплатил бы в сумме за аналогичную модель без USB-хаба и камеры с микрофоном и... отдельной веб-камеры такого уровня. Однако на тот момент их фактически не было, что и стало решающим фактором. Сейчас я бы поступил по-другому.
В V11 уже учтена тенденция безрамной съемки. Раньше камеры отлично подходили для установки на монитор или экран ноутбука сверху, но теперь это становится все сложнее, поэтому есть обычное крепление на штатив. А можно просто установить камеру на любую ровную поверхность, начиная с рабочего стола - если подходит "вид снизу". Размер подставки делает такую установку устойчивой, угол наклона легко регулируется - в общем, проблем не будет.
Чтобы обеспечить конфиденциальность, V11 оснащен затвором. К сожалению, она прикрывает только объектив - микрофон остается включенным, что иногда даже более критично ;) Индикатором работы камеры служит небольшой светодиод рядом с объективом, свечение которого вы можете и не заметить. Впрочем, на мой взгляд, все защитные механизмы актуальны в первую очередь для встроенных моделей - отдельную камеру можно просто отключать, когда она не нужна, и тем самым радикально решить проблему.
Так что в целом дизайн не вызывает никаких вопросов. Разве что длинный метровый кабель - явный реверанс в сторону пользователей настольных компьютеров. А ведь ноутбуков продается гораздо больше. И то, что в них хоть что-то встроено, не сильно помогает - как я уже сказал, это "хоть что-то" лучше бы сменили на что-то приличное. Но до производителей камер пока не дошло, что короткий кабель плюс удлинитель в комплекте были бы лучше. В любом случае, это банальный USB 2.0 и нет высоких требований к питанию, так что проблем с кабелями не будет. Давайте подождем, когда это будет учтено.
Дизайн новой коллекции, при практически неизменных размерах и той же многофункциональной подставке, стал более округлым и симпатичным. Экран убрали, что также благотворно сказалось на внешнем виде. Вместо него теперь есть отдельные сенсорные кнопки для отключения камеры и микрофона, а светодиодный индикатор стал двухрежимным - он светится белым, когда все работает, и красным в режиме Mute.
Но есть и небольшой недостаток: кнопки раздельные. Соответственно, выключение камеры не приводит к отключению микрофона, и индикатор в этом случае тоже не загорается, даже если идет запись. Поэтому, повторюсь, надежнее подключать камеру только при необходимости. А кнопки удобны для пользователя - чтобы, например, сделать паузу в разговоре - для совета с коллегами. Микрофон можно отключить на пару минут, не прерывая трансляцию, а затем снова включить.
Что касается CC200, то он выглядит идентично своей младшей сестре - только в черном цвете. Будут ли другие версии, то есть белая CC200 и черная CC100 - не знаю. И немного разные надписи под объективом: у старшей модели указано "4K 30FPS", у младшей - "1080P 60FPS". Из чего сразу понятно, что у них разная начинка.
Так оно и есть - старшая модель оснащена восьмимегапиксельным сенсором, который позволяет снимать 4K-видео или делать фотографии с разрешением 3840x2160 пикселей. Второе очень полезно на практике - когда нужно быстро снять какой-нибудь документ, например. Да - в кармане у вас обычно лежит сотовый телефон, у которого качество лучше, но иногда нужно фото на компьютер. И желательно без промежуточных движений. Да и для видео этот режим не бесполезен - все-таки 2024 год. Конечно, скорость интернет-каналов иногда ограничена - но в этом случае никто не мешает вам переключиться на один из нижних режимов. А иногда нужно просто что-то записать - и в лучшем качестве. Отмечу (не без некоторого злорадства), что в некоторых недорогих телефонах возможность съемки 4K просто блокируется - даже если аппаратная часть ее тянет. Здесь же - все работает.
Что касается CC100, то у него более простая матрица - всего 4 Мп. Соответственно, и режимы, доступные приложениям (я специально использовал для проверки стандартную "Камеру" Windows, чтобы не возникало вопросов), проще. И мы нашли интересный баг - в настройках можно выбрать 2K@60, что официально не документировано. Документации можно верить - на самом деле запись в этом разрешении идет с частотой 30 кадров в секунду. А вот в FullHD можно использовать 60 fps - все работает как надо.
Характеристики V11 такие же, как и у CC100 - так что с этой точки зрения выбирать следует только по дизайну и цене. На самом деле, не все так просто - но это уже относится к дополнительным возможностям.
Давайте посмотрим на фирменное приложение камеры, которое можно загрузить с сайта компании. Первая вкладка носит чисто информационный характер.
В настройках хорошо проработан вопрос установки камеры. Теперь, повторюсь, "старое" место на мониторе часто бывает недоступно, что учтено в подставке - и вообще, изображение можно повернуть на 90 градусов, либо зеркально отразить по вертикали или горизонтали.
В общем, камеру можно хоть на потолок вешать - она справится. Конечно, этот режим гораздо слабее того, что реализован в PTZ-камерах, которые вообще способны следить за выступающим, как бы он ни пытался выскочить из кадра, но автоматический зум - это гораздо лучше, чем ничего. Если камера работает в качестве персональной, конечно - для группы пользователей, лучше включить обычный панорамный режим.
Четкая разница между двумя режимами: слева - панорамный, справа - кадрирование. Автоматическая, подчеркиваю. Понятно, что можно добиться такого эффекта и вручную, но тогда придется менять положение камеры (или себя относительно камеры) в разных сценариях. А здесь все автоматически.
Изображение также настраивается, что позволяет подстроить его под окружающую обстановку. Можно включить расширенный цветовой диапазон, но пользоваться им следует с осторожностью - если в кадр попадают яркие источники света, все остальные цвета могут быть немного искажены. С другой стороны, они не будут мешать собеседнику - то есть все на своих местах. Понятно, что все сделанные настройки (как в предыдущем пункте) работают потом во всех приложениях. А управлять их влиянием на картинку можно прямо в NearSync.
Здесь же обновляется прошивка. Правда, программа пока не может "выйти" в Интернет, чтобы получить его, но возможность исправлять ошибки и добавлять новые функции в будущем может оказаться важной.
Хотя непонятно, что конкретно добавить к Nearity CC200, но младшие модели... младше они и есть. У CC100, например, можно только зеркально отразить изображение по горизонтали, да настроить угол обзора от 45° до максимальных 90° с шагом в 15°. А из настроек изображения остались только яркость и цвет.
В V11 есть только широкий обзор и упрощенные настройки изображения. Режим HDR здесь, правда, присутствует, но он меня совсем не впечатлил. Хотя для наглядности можно посмотреть на некоторые примеры.
Я специально расположил камеру так, чтобы люстра тоже попала в кадр: даже в этом случае заметно, что съемка против света - более сложная задача, чем работа даже при некотором недостатке освещения. Впрочем, в реальности даже такая простая (относительно) модель, как Nearity V11, уже справляется в обоих случаях без нареканий. А вот HDR, как я уже говорил, мало что дает в обоих случаях.
Мы поставили Nearity CC100 на ту же точку, ограничив его поле зрения - полезная функция в домашних условиях, чтобы не поймать слишком много. И здесь качество изображения при отсутствии дополнительной подсветки несколько выше, чем при подсветке сзади. Хотя даже в последнем режиме заметна некоторая разница - видно, что люстра состоит из отдельных лампочек :)
В режиме панорамы CC200 ведет себя так же, как CC100, за исключением того, что вместо ограничения поля зрения лучше включить режим автоматического кадрирования. Тогда в кадр будет сложнее попасть ненужным объектам, включая свет.
Кроме того, как я уже говорил, HDR здесь в принципе работает - он может немного вытянуть лицо из тени. Но с искажением других цветов, а потому, как и в случае с двумя другими моделями, лучше не мудрить. Камеры не рассчитаны на полную темноту, но даже в таких условиях они пытаются что-то показать, пусть и с очень большим количеством шумов. И легкие сумерки для них не помеха.
Особенно для CC200, которая знает, как сосредоточиться на самом важном и отбросить ненужное. Упрощения в 4-Мп камерах заметны сразу и по всем фронтам. И на этом они не заканчиваются. CC100 и CC200 - автофокусные, V11 - нет. Для работы по прямому назначению это не слишком заметно, но если вы попробуете снять какой-нибудь документ.....
Где кто, можно понять сразу: обе автофокусные камеры выдают текст, который можно легко прочитать и скормить программам OCR, но V11 даже на чуть большем расстоянии снимает кашу. Прочитать ее сложно, но можно - распознавать бесполезно.
Если уменьшить расстояние, тем самым усложнив задачу, CC100 не справляется, в отличие от старшей модели, которая может корректно справиться и с макросъемкой. Можно ли жить без нее? В целом, да - сейчас у каждого в кармане лежит камера не хуже (по крайней мере, для этой задачи). Просто это не всегда удобно - если вам нужно получить фотографию на компьютере, проще сделать ее с его помощью.
Для порядка приведу результаты типичного онлайн-теста камер. В принципе, ничего неожиданного здесь нет - стоит обратить внимание лишь на разный подход к рабочей области. В CC200 был включен режим автоматического кадрирования, и он честно сфокусировался на лице. Ни CC100, ни V11 на это не способны - зачем находиться в одной точке, можно нахватать кучу ненужной информации. Особенно если вы не стоите на месте. Да и не всегда хорошо пытаться сразу сузить рабочую зону - можно выпасть из нее. Поэтому так удобен режим автоматического слежения. Не обязательно, но очень полезно.
На самом деле примеры можно приводить очень долго. Вы также можете выложить кучу роликов при разном освещении, а также записи голоса с разным уровнем фонового шума. Другой вопрос, что это не слишком нужно. Особенно в плане освещения - компьютерная веб-камера работает в стационарных условиях. А не где-нибудь в темном шкафу - здесь вопрос света всегда можно решить, не полагаясь на производителя. Да и та же запись звука с подавлением фонового шума на (как минимум) двухмикрофонную систему - тоже давно решенная проблема. Единственное, что остается делать производителям, - поставлять ту самую пару микрофонов, не слишком на них экономя и не ошибаясь в других деталях реализации. Нормальная работа со звуком хоть и не всегда, но часто происходит в ноутбуках и моноблоках. Иногда она может сопровождаться VGA-камерой, как в довольно популярных моноблоках Asus Vivo AIO V241/V271 (не таких уж и дешевых, кстати).
Поэтому главное, ради чего покупается отдельная веб-камера, - это сама камера. И нетрудно заметить, что три героини сегодняшних веб-камер Nearity превращаются в пару. Nearity V11 и CC100 - это просто хорошие веб-камеры. В первую очередь они актуальны для пользователей десктопов, где обычно нет ничего встроенного, но могут быть интересны и в качестве альтернативы встроенным решениям. Хотя бы из-за видеорежимов 2K@30 или FHD@60 - в ноутбуки такие почти никто не встраивает. Плюс отсутствие необходимости впихивать все в очень компактные размеры позволяет добиться более высокого качества работы. Просто изначально.
Что касается Nearity SS200, то этот продукт нацелен на нечто большее, чем видеозвонок любимой бабушке. Здесь, скажем так, уровень камер мобильных телефонов совсем недавнего прошлого - в чем-то даже превосходящий их. Вы также можете использовать эту камеру в качестве банальной веб-камеры, ведь в таком качестве она как минимум не уступает младшим моделям, превосходя их в деталях. Но здесь, повторюсь, чуть больше. То же 4K-разрешение не критично для конференции, но может быть важно для записи - особенно учитывая, как некоторые YouTube стали пессимизировать и перекомпрессировать FHD. Проблема решаема, но ее можно просто не создавать изначально. Да и дополнительные функции здесь тоже пригодятся. Понятно, что это не уровень PTZ-камер и профессионального оборудования, а просто качественная веб-камера. Но и цена у нее как у веб-камеры все же есть, а не несколько десятков тысяч рублей. А младшие модели актуальны тем, что они еще дешевле, но для личных конференций уже вполне достаточны.
Раз уж я назвал цены в общем, то имеет смысл указать и точные - по крайней мере, на момент написания статьи и для некоторых универсальных маркетплейсов вроде Ozon. Итак, Nearity V11 сейчас продается на сайте за 6785 рублей, ровно столько же придется отдать за Nerity CC100, а топовый Nearity CC200 обойдется в 8836 рублей (все цены указаны с учетом Ozon-карты - в противном случае чуть дороже). Как видите, вполне сопоставимо - при большей функциональности старшего решения. Но, если в этом нет необходимости, нет смысла немного экономить. Или не немного - в данном случае Nearity V11 выглядит совсем неинтересно, но в "Комусе" ее сейчас отдают всего за 4390 рублей, что делает большую разницу: за эти или даже чуть большие деньги никакой другой веб-камеры с разрешением 2K и шумоподавляющим микрофоном в продаже, пожалуй, и не найти.
ВНИМАНИЕ!
Ваше имущество находится под защитой! 👍
Это напоминание для владельцев хорошей системы видеонаблюдения!