Цель - отказаться от импортных компонентов
Обновлено 20 декабря 2023 - 11 месяцев назад
Петербургская компания специализируется на поставках систем пожаротушения для судов. Основным направлением деятельности является не только производство, но и системное проектирование: анализ проекта, проработка возможных решений, подбор оборудования в соответствии с расчетами и особенностями каждого проекта, разработка документации. В производстве мы используем в основном отечественные комплектующие, но есть и элементы, которые не производятся в России или имеют очень высокую стоимость, что заставляет нас обратить внимание на импортных производителей.
Такие системы представляют собой сложные изделия, состоящие из множества компонентов. В связи с реструктуризацией обрабатывающей промышленности, вызванной импортозамещением, производители были вынуждены пересмотреть некоторые из своих процессов.
Илья Пучков , главный инженер компании Runitor, рассказал о том, как изменения повлияли на рынок производства морского противопожарного оборудования.
P: Илья, расскажите, пожалуйста, чем сегодня занимается Runitore?
- С 2016 года компания Runitor производит системы пожаротушения для судов. Мы предлагаем комплексный подход к решению вопросов пожаротушения судов и предотвращения пожаров в полном соответствии с правилами РМРС, РКО и международной практикой. Наш инженерный центр может разработать полную концепцию пожарной безопасности судна, подобрав для конкретного судового проекта все необходимое оборудование в едином комплексе. Наше предложение включает в себя не только проектирование и производство, но и пуско-наладочные работы, а также поддержку на всех этапах эксплуатации судна.
Основу линейки поставляемого оборудования составляют системы углекислотного пожаротушения, системы пожаротушения водяным туманом, системы пенного пожаротушения и системы обнаружения пожара, как наиболее распространенные на судах.
Перечислим лишь некоторые из них. Начнем с системы углекислотного пожаротушения высокого давления "СОМ", в которой используется принцип вытеснения кислорода из очага горения. Этот принцип пожаротушения, так называемое объемное пожаротушение, наиболее распространен на торговых судах.
Далее мы производим систему пенного пожаротушения "Дельфин", которая используется для тушения пожара открытых источников горения при разливах нефти. Принцип ее работы традиционен: в зону горения подается раствор пенообразователя, образуется пена, которая препятствует проникновению кислорода.
В нашем ассортименте также есть две версии системы пожаротушения "Спрут". Первая, для локального применения, основана на принципе снижения температуры в зоне пожара, отвода и блокировки подачи кислорода с помощью тонкораспыленной воды. Вторая версия системы "Спрут" подходит для жилых и общественных помещений пассажирских судов. Это своего рода современная замена классической спринклерной системы.
Специально для судов, в символе класса которых есть отметка о том, что они оборудованы средствами для тушения пожаров на других судах, Runitore предлагает внешнюю систему пожаротушения (FiFi) "KIT".
А для тушения твердых горючих материалов, жидкостей и электрооборудования до 36 кВ мы предлагаем систему аэрозольного пожаротушения - генератор огнетушащего аэрозоля. Что немаловажно, оборудование не оставляет следов после использования.
Это только базовая комплектация, существуют также специальные системы для узких задач.
P: Российский рынок систем пожаротушения - что он из себя представляет, каковы текущие приоритеты и ключевые тенденции?
- Рынок судового оборудования, в том числе систем пожаротушения, следует за появлением новых проектов и размещением заказов на верфях. Судя по количеству запросов на концептуальные исследования систем пожаротушения по различным новым проектам, можно отметить, что рынок не стоит на месте и развивается. У проектировщиков сейчас много идей, разработок и расчетов различных проектов судов, которые они могут предложить судовладельцам. И мы всегда готовы их поддержать.
P: Как санкции повлияли на поставки комплектующих и производство оборудования?
- Если речь идет о внутреннем производстве, то мы видим увеличение стоимости услуг, материалов, используемых компонентов. Из-за этого растет стоимость конечного продукта. Мы вынуждены постоянно искать альтернативных производителей. По некоторым позициям, если сравнивать рост цен за последний год, колебания доходили до 100%, но ближе к сегодняшнему дню некоторые производители сырья частично вернули цены.
К сожалению, рынок судостроения вынуждает нас рассчитывать стоимость оборудования с горизонтом планирования затрат в один год и более. Это практически невозможно и становится в некотором роде везением.
P: Какие компоненты и материалы используются в производстве?
- Выбор компонентов и материалов зависит от пожеланий заказчика. Если цель - приобрести полностью отечественный продукт, то конечная стоимость изделия будет несколько выше. Если же главным критерием является стоимость, мы разработали технологические процессы, позволяющие производить замену без снижения надежности системы.
P: С какими компаниями вы взаимодействуете в своей работе?
- Спецификация материалов и изделий для каждого продукта довольно обширна, и многие позиции имеют альтернативные варианты. Поэтому нет смысла приводить полный список. В то же время я не могу сказать, что мы покупаем все в одном месте.
P: Насколько конкурентным является рынок систем пожаротушения? Насколько влиятельны азиатские производители на российском рынке?
- Мы постоянно ощущаем присутствие конкурентов, но поставки из Китая не способны захватить рынок в ближайшее время. Это связано с высокой стоимостью доставки, длительными сроками изготовления и доставки, а также сложностями во взаимодействии китайских компаний с МС.
P: На ваш взгляд, насколько верна нынешняя политика импортозамещения в судостроении и производстве судового оборудования?
- Приятно осознавать, что государство прилагает большие усилия для поддержки производства в Российской Федерации и сохранения здесь грамотных производств. Естественно, есть какие-то перекосы, несоответствия, но мы активно работаем с АНО "Судпром" и Министерством промышленности и торговли над разработкой механизмов реализации государственной поддержки.
P: Какие, на ваш взгляд, существуют проблемы с реализацией проектов по локализации и импортозамещению оборудования?
- Я вижу проблему в том, что по государственным требованиям на судах должны устанавливаться 100% отечественные системы, где на каждый элемент есть документ, подтверждающий происхождение этого элемента. К сожалению, не все элементы, произведенные в России, имеют конкурентоспособную цену по сравнению с европейскими и азиатскими производителями.
Также, в силу сравнительно небольшого объема судостроительного рынка, некоторые производители элементов не заинтересованы в сертификации в РМРС и подтверждении происхождения продукции в соответствии с Постановлением № 719 Минпромторга. И практически на всех тендерах мы сталкиваемся с конкурентами, которые предлагают полностью импортную систему по более низкой цене. Не всегда можно предложить конкурентоспособную по цене систему, сделанную в России и имеющую все необходимые сертификаты. Вспоминается шутка про "Быстро, дешево, качественно - но выбрать можно только два пункта".
P: Как вы думаете, в каком направлении будут развиваться системы пожаротушения на судах?
- Думаю, что сейчас все производители морской техники нацелены на максимальное исключение импортных компонентов из своей продукции и доведение себестоимости до уровня закупок готовой продукции за рубежом. Надеюсь, что все эти попытки помогут отечественной промышленности выйти на новый уровень.
П: Вы участвовали в оснащении новых судов проекта MPSV07, где изначально был европейский поставщик. Не могли бы вы рассказать об этих работах?
- Для проекта MPSV07 мы изначально предложили и поставили свои системы пожаротушения (локальную систему пожаротушения, систему углекислотного пожаротушения). Мы также предложили систему наружного пожаротушения, и она была согласована с проектировщиком. Но заказчик решил использовать систему европейского производителя, хотя мы предупреждали о возможных последствиях санкционной политики ЕС. В итоге, когда пришло время вводить поставленную систему наружного пожаротушения в эксплуатацию, поставщик и производитель просто отказались это делать, потому что иностранный специалист не смог приехать и был риск, что без него оборудование превратится в неработоспособную груду металла. Специалисты сервисной службы Runitor, имеющие большой опыт в обслуживании систем наружного пожаротушения, поставляемых и частично производимых нашей компанией, смогли быстро запустить и представить систему заводу, РМРС и заказчику.
Для нас это не первый опыт подобной работы: мы уже неоднократно участвовали в подобных проектах. Мы заключали контракты на ввод в эксплуатацию оборудования производителей систем наружного пожаротушения, покинувших Российскую Федерацию, на таких заводах, как "Пелла", "Амурский судостроительный завод", "Звезда Морских Технологий" и других.
В то же время я хотел бы отметить, что мы все еще конкурируем в тендерах с поставщиками, которые продали оборудование для этих заводов, но не выполнили своих обязательств.
P: Какие системы пожаротушения пользуются наибольшим спросом у судовладельцев?
- Потребность в системах того или иного типа зависит, прежде всего, от спроса на типы судов. Если строятся танкеры, то для такого флота необходимы системы углекислотного пожаротушения и системы пенного пожаротушения. Если речь идет о судах снабжения и спасательных судах, то они оснащаются системами наружного пожаротушения, углекислотного пожаротушения, локальными системами пожаротушения. Для пассажирских судов требуются системы орошения жилых помещений (спринклерные системы), локальные системы пожаротушения, углекислотные системы пожаротушения.
P: Какие перспективные разработки есть у Runitor? Планируете ли вы в ближайшее время вывести на рынок новые продукты?
- Рынок морских средств пожаротушения достаточно консервативен и ограничен правилами, которые были написаны несколько десятилетий назад. Поэтому мы сосредоточены на оптимизации производства существующих систем, снижении себестоимости и поиске импортозамещающих решений.
Если говорить об изобретении принципиально новых технологий пожаротушения, безопасных для человека и безвредных для окружающей среды, то разработки сдерживаются нежеланием заказчика и верфи платить в 1,5-2 раза больше за что-то новое, когда можно использовать уже проверенное решение. Сдерживающим фактором также является дорогостоящая и сложная сертификация новой технологии в РМРС.
Логически продолжая внедрение систем инертизации (систем инертных газов), наша компания активно развивает производство и поставку компрессорного оборудования и сопутствующих компонентов, включая ресиверы, осушители, интегрированные системы управления для систем низкого, среднего и высокого давления. Думаю, это направление можно назвать перспективным для Runitore.
ВНИМАНИЕ!
Ваше имущество находится под защитой! 👍
Это напоминание для владельцев хорошей системы видеонаблюдения!