МЧС разъясняет порядок применения СТУ, СТО и расчетов пожарного риска
21 сентября 2025 - 26 дней тому назад
Министерство обращает внимание на то, что при проведении экспертизы проектной документации (ПД) объекта защиты оценивается его соответствие требованиям пожарной безопасности (ТПБ), действующим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), при условии, что с этой даты прошло не более полутора лет.
Выбор условия или совокупности условий соответствия объекта защиты требованиям ТПБ определяется при разработке задания на проектирование.
При обосновании мероприятий по обеспечению безопасности при проектировании объекта защиты при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, техническом перевооружении, изменении функционального назначения следует учитывать, что при полной реализации положений, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, разработка иных документов, в том числе СТУ, СТО, расчетов по оценке пожарного риска (расчетов), расчетов тепловых потоков, формирование отчетов по результатам анализа пожарных проездов, подъездов и подходов к установкам противопожарной защиты, а также проведение иных расчетов и (или) испытаний не требуется.
Порядок расчета устанавливается Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска. Определение расчетных значений пожарного риска осуществляется в соответствии с методиками, утвержденными, в частности, МЧС России:
- СП 505.1311500.2021 "Расчет пожарного риска. Требования к оформлению";
- Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденная приказом МЧС России от 14.11.2022 № 1140;
- методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах, утвержденная приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404. Методика отменяется с 01.01.2025 в связи с вступлением в силу Приказа МЧС России от 26.06.2024 № 533 "Об утверждении Методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах".
МЧС указывает, что результаты и выводы, полученные при расчете оценки пожарного риска, используются для обоснования только тех параметров и характеристик объекта защиты, которые учтены указанными методиками.
Методики оценки риска составлены таким образом, что расчеты при наличии в исходных данных отклонений от требований нормативных документов по безопасности, выполнение которых должно обеспечивать безопасность людей (эвакуационные пути, системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией при пожаре, противодымной защиты, автоматические и автономные системы пожаротушения и др.), а также при отсутствии достаточно серьезной и качественной разработки компенсирующих мероприятий (объемно-планировочных решений и системы обеспечения безопасности людей и др.
В случае выявления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия несоответствия расчета требованиям, а также несоответствия требованиям безопасности, включенным в перечень мероприятий, разработанных по результатам расчетов, контрольное (надзорное) мероприятие продолжается с установления (оценки) соответствия требованиям безопасности, определенным Техническим регламентом.
В случае несоответствия результатов расчета лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность по контролю (надзору), в акте указываются причины несоответствия расчета требованиям и (или) невыполненные мероприятия, разработанные по результатам расчета.
На стадии проектирования вновь строящихся оборонных объектов, для которых отсутствуют нормативные ТТЗ, должны быть разработаны СТУ, что является прямой обязанностью хозяйствующих субъектов.
СТО являются нормативным документом по пожарной безопасности и отнесены к одному из условий соответствия объекта защиты, тем самым давая право соответствующим хозяйствующим субъектам осуществлять разработку СТО на стадии эксплуатации зданий, сооружений.
СТО, согласованные в установленном порядке, не должны содержать отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности.
В настоящее время возможность проведения исследований, расчетов и (или) испытаний не ограничена нормативными правовыми актами Российской Федерации. В качестве примера расчета может служить определение безопасных противопожарных расстояний на основе расчетной оценки плотности теплового потока, воздействующего на ограждающие конструкции соседнего здания при пожаре в одном объекте защиты, или алгоритм разработки отчета по анализу пожарных проездов, подъездов и подходов к объектам противопожарной защиты (отчета).
При этом сообщается, что порядок, а также необходимость согласования с МЧС России результатов расчетов оценки пожарного риска, отчета, соответствующих программ и иных исследований, расчетов или испытаний не предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, в целях обеспечения безопасности объектов защиты при разработке НД, необходимых для проектирования и эксплуатации зданий, в НД должны быть включены обоснованные технические решения в виде мер безопасности, дифференцированных в соответствии с одним из выбранных условий, определенных в части 1 статьи 6 Технического регламента, которая предусматривает вариативность подходов к обеспечению безопасности объектов защиты и учитывает возможность отступления от требований нормативных документов по безопасности.
Кроме того, МЧС сообщает, что проводит работу, направленную на исключение ТПБ из состава нормативных документов, утверждаемых для подтверждения соответствия зданий и сооружений требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
В связи с этим одной из приоритетных задач МЧС России остается работа по дальнейшему совершенствованию вышеуказанного набора инструментов для удобного исполнения хозяйствующими субъектами действующих нормативных требований в целях обеспечения безопасности объектов защиты.
ВНИМАНИЕ!
Ваше имущество находится под защитой! 👍
Это напоминание для владельцев хорошей системы видеонаблюдения!