+7 (8634) 431-132

Денис Гордиенко. "ВНИИПО МЧС России - в списке мировых центров научных разработок в области пожарной безопасности".

Обновлено 18 июня 2020 - 3 года назад

Более 80 лет Всероссийский научно-исследовательский институт ордена "Знак Почета" МЧС России (ФГБУ ВНИИПО МЧС России) проводит исследования и разработки в области пожарной безопасности. С 2019 года на учреждение возложена задача по гармонизации межгосударственных стандартов при разработке технического регламента Евразийского союза "О средствах обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017). О деталях этой работы и других направлениях деятельности института рассказал начальник ФГБУ ВНИИПО МЧС России генерал-майор внутренней службы Денис Гордиенко.

- ФГБУ ВНИИПО МЧС России является одним из старейших научных учреждений в области пожарной безопасности. Какие задачи стоят перед институтом сегодня? Какова стратегия развития института на ближайшие 3-5 лет?

Денис Гордиенко: Всероссийский научно-исследовательский институт по праву можно считать одним из крупнейших в мире центров научных разработок в области пожарной безопасности.

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт ордена "Знак Почета" МЧС России" было создано 5 июля 1937 года в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 1057-252с.

За достигнутые результаты в решении научных проблем пожарной безопасности институт в 1987 году был награжден орденом "Знак Почета".

В 2020 году институту исполнится 83 года. За этот период ученые ВНИИПО внесли огромный вклад в обеспечение пожарной безопасности в нашей стране. Очень важно на современном этапе сохранить все эти достижения и создать условия для дальнейшего развития научного потенциала института.

В настоящее время и в ближайшей перспективе деятельность ФГБУ ВНИИПО МЧС России в области технического регулирования сосредоточена на участии в законотворческой деятельности по подготовке проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", разработка которого осуществляется в рамках Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации

Кроме того, институт активно участвует в мероприятиях по внедрению механизма "регуляторной гильотины" в соответствии с инструкциями МЧС России.

Значительные усилия специалистов института в настоящее время направлены на разработку и внедрение необходимых согласительных процедур межгосударственных стандартов для обеспечения требований технического регламента Евразийского союза "О средствах обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017). Разработка осуществляется в соответствии с программой, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 мая 2019 года № 81. Программой предусмотрена разработка 104 межгосударственных стандартов на период до 2023 года. Российская Федерация ответственна за разработку 84 стандартов, из которых 80 разрабатываются ФГБУ ВНИИПО МЧС России. В настоящее время разработано около 60 проектов стандартов, которые готовятся к утверждению. Начало разработки оставшихся проектов стандартов запланировано на 2020-2021 годы.

Разработка национальных стандартов Российской Федерации планируется и продолжается в соответствии с программами национальной стандартизации, утвержденными Росстандартом.

- ВНИИПО направляет значительные усилия на сбор и анализ статистических данных о пожарной ситуации в нашей стране, на устранение проблем регулирования и т.д. С какими проблемами сталкивается сегодня пожарная отрасль и каковы основные причины неутешительной статистики пожаров?

Д. Гордиенко: Приказом МЧС России от 08.10.2018 № 431 "О внесении изменений в Порядок учета пожаров и их последствий, утвержденный приказом МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714" внесены существенные изменения в Порядок учета пожаров и их последствий, которые вступили в силу с 1 января 2019 года. Основные изменения коснулись порядка учета самих пожаров, а также погибших и травмированных на них людей.

Если до 2019 года случаи горения сухой травы, бесхозных зданий и сооружений, бесхозных транспортных средств, большинство случаев горения мусора, а также некоторые другие объекты относились к пожарам, не подлежащим статистическому учету как пожары, то с 2019 года любой случай неконтролируемого горения относится к пожарам.

Что касается учета погибших, то до 2019 года погибшими при пожаре считались люди, смерть которых наступила на месте пожара (до передачи медицинским работникам) от воздействия опасных факторов пожара, сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты и паники. С 2019 года люди, смерть которых наступила в течение 30 дней после пожара от причин, связанных с пожаром, также считаются умершими при пожаре; соответственно, с 2019 года эти люди не считаются пострадавшими при пожаре.

В результате, если в 2018 году в Российской Федерации было зарегистрировано 132 074 пожара, то в 2019 году их количество увеличилось до 471 537, что почти в 3,6 раза больше, чем в 2018 году. В основном рост произошел за счет возгораний сухой травы и мусора на открытых территориях, которые раньше классифицировались как пожары и на долю которых в 2019 году пришлось более половины от общего числа пожаров: количество возгораний сухой травы составило 29,6% от общего числа пожаров, мусора на открытых территориях - 28,5% от общего числа пожаров.

Следует отметить, что в соответствии с приказом Росстата от 19.02.2019 № 79 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федерального статистического наблюдения за пожарами и последствиями от них", МЧС России ведет учет всех пожаров и их последствий, произошедших на территории страны, кроме лесных, учет которых осуществляет Рослесхоз.

Если говорить об основных результатах анализа ситуации с пожарами за последние годы, то следует выделить следующее:

  • с 2009 года наблюдается тенденция к росту числа пожаров и их последствий, источниками которых стали электропроводка и кабельная продукция. Основной рост произошел в жилом секторе, прежде всего в жилых домах, а это объекты пожаров, в которых погибает около 80% людей;

  • С 2011 года наблюдается значительный рост числа пожаров в банях и саунах. Большинство таких пожаров происходит в банях и саунах, расположенных на территории домовладений и садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ. Источником большинства из них являются печи, от которых в 2019 году произошло 46,6% пожаров, и дымоходы, которые были источниками зажигания в 36,2% случаев.

- В каком направлении следует пересмотреть меры, принятые ответственными органами, чтобы улучшить ситуацию?

Д. Гордиенко: Для улучшения ситуации с пожарами институт разработал предложения по снижению количества этих пожаров и последствий от них.

В частности, поскольку большинство из них - это пожары, источниками которых стали кабели и провода, предлагается пересмотреть порядок сертификации электропроводки в части введения отмененной ранее обязательной сертификации этой продукции в области охраны труда. Также предлагается внести изменения в порядок сертификации кабельной продукции. Сегодня в России их сертификация осуществляется органами по сертификации и сертификационными лабораториями, которых достаточно большое количество, при этом выдаваемые ими сертификаты не гарантируют высокого качества сертифицированных ими кабелей и проводов. Предлагается укрупнить существующие органы по сертификации и лаборатории и создать несколько крупных сертификационных центров, имеющих высокий статус и уровень ответственности, и, как следствие, высокие гарантии надежности протоколов испытаний и выдаваемых на их основе сертификатов. Это позволит значительно сократить количество контрафактных кабелей и проводов на российском рынке.

В целях снижения количества пожаров от печей предлагается ввести обязательную сертификацию печей заводского изготовления в области безопасности, отмененную с 2008 года. В настоящее время институт работает над обоснованием этих предложений для дальнейшей реализации.

В целях снижения количества таких пожаров также предложены иные меры по их реализации как органами МЧС России различного уровня, так и другими органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами.

Что касается гибели людей при пожарах, то, несмотря на тенденцию к снижению в последние годы, наблюдается увеличение доли, а по некоторым возрастам и абсолютного числа погибших людей в возрасте 60 лет и старше. Так, по данным за 2005-2008 годы, доля людей этого возраста в общем числе погибших на пожарах находилась в диапазоне от 25,9% до 27,1%. В 2019 году соответствующее значение достигло отметки в 40,1%. Безусловно, как самим гражданам, так и помещениям, в которых они проживают, необходимо уделять повышенное внимание как их родственникам, так и органам государственной власти, в частности социальной защиты, в том числе путем непосредственного ознакомления указанных лиц с соответствующей статистикой, причинами сложившейся ситуации и мерами по повышению пожарной безопасности зданий и помещений, в которых они проживают.

Следует отметить, что имеются положительные тенденции, в частности по снижению количества пожаров и погибших на пожарах людей по причине неосторожного курения, а также по снижению количества погибших в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, а это является одним из основных факторов, влияющих на ситуацию с пожарами. Так, в 2003 году доля погибших на пожарах по причине неосторожности при курении составляла 51,3%, в 2019 году - 39,5%. Доля погибших по причине алкогольного (наркотического) опьянения в 2000 году составляла 66,3%, уменьшившись до 37,5% в 2019 году. Однако соответствующее число погибших остается достаточно высоким: в прошедшем году в пожарах, вызванных неосторожностью при курении, погибло 3384 человека, в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения - 3208 человек. При этом, когда эти факторы сочетаются в пожаре, они усиливают действие друг друга, и, как следствие, гибель людей на таких пожарах возрастает еще больше.

Поэтому на сегодняшний день Министерством в лице Департамента надзорной деятельности и профилактической работы при непосредственном участии ВНИИПО МЧС России совместно с Минздравом России принимаются меры, направленные на дальнейшее снижение количества таких пожаров и их последствий.

- По статистике, как работают системы пожарной автоматики? Над чем следует поработать производителям?

Д. Гордиенко: Сразу следует отметить, что в соответствии с действующим порядком заполнения и представления карточки учета пожаров, утвержденным приказом МЧС России от 24.12.2018 № 625 "О формировании электронных баз данных учета пожаров и их последствий", а также в соответствии с ранее действовавшими аналогичными приказами, в карточку учета пожара (КУП) вносится информация о виде и результатах работы установок и систем пожарной автоматики (СПА) только в случаях, когда опасные факторы пожара (ОФП) воздействовали на защищаемую Под защищаемой зоной здесь понимается помещение (инженерная коммуникация) пожарного отсека, обслуживаемое и (или) защищаемое системой противодымной защиты, зона управления пожарной (охранно-пожарной) сигнализацией, зона, защищаемая установкой или модулем пожаротушения.

По имеющимся статистическим данным за 2019 год на объектах, оборудованных охранно-пожарной сигнализацией, зарегистрировано 907 пожаров, системами пожарной сигнализации - 1560 пожаров, установками пожаротушения (УПТ) - 93 пожара, системами противодымной защиты - 155 пожаров, системами оповещения о пожаре и управления эвакуацией - 312 пожаров, системами передачи извещений (дублирование сигналов на пульт пожарной охраны) - 109 пожаров.

За последние годы наблюдается рост эффективности всех видов УФА, результаты которых были учтены в КОП. Для подтверждения этого факта приведем результаты успешного срабатывания УПС и выполнения поставленной задачи на пожарах в 2005 и в 2019 годах. Установки охранно-пожарной сигнализации срабатывали и сигнализировали о пожаре в 2005 году в 73,7% случаев, в 2019 году в 86,2% случаев, установки пожарной сигнализации в 2005 году в 49,1% случаев, в 2019 году в 85,2% случаев. УПТ срабатывали и тушили пожар в 2005 году в 46,8% случаев, в 2019 году в 53,8% случаев. Отдельно следует отметить эффективность систем противодымной защиты: если в 2005 году количество случаев, когда эти системы срабатывали и обеспечивали незадымленные пути эвакуации, составляло 4,4%, то в 2019 году - 82,6%. Системы пожарной сигнализации сработали и обеспечили безопасную эвакуацию людей из здания (сооружения) в 57,6% пожаров в 2005 году и в 86,2% случаев в 2019 году.

Следует отметить, что результаты СПИ фиксируются только с 2019 года. Согласно данным за 2019 год, эти системы срабатывали и передавали сигнал на пульт пожарной сигнализации в 68,8% случаев.

Специалистами института разработаны предложения в проект приказа о внесении изменений в приказ МЧС России № 625, в том числе в части учета наличия, состояния и результатов ВПР по пожарам. Внесение соответствующих изменений позволит получить более полную и объективную информацию:

  • о реализации положений нормативных документов (нормативных правовых актов) в области пожарной безопасности (НЛА) по установке УПА на пожарных объектах;

  • о соответствии созданных УПА требованиям НЛА;

  • о состоянии ВПА в случаях, когда ОФП не затрагивает территорию, охраняемую ВПА;

  • о результатах ВПА в случаях, когда ОФП затронули территорию, охраняемую ВПА.

Соответствующие изменения должны вступить в силу в ближайшее время.

Данная статистика дает представление о количестве систем, их общем состоянии (включены или выключены) и конечном результате эксплуатации (работали, справились или нет). Поэтому при формировании проектных требований и требований к техническим системам за основу берутся обращения проектных, монтажных, эксплуатационных организаций, владельцев объектов, надзорных органов. Конечно, учитывается и развитие технологий в этой области.

В настоящее время установка, обслуживание и эксплуатация систем остаются практически без нормативного внимания, что не может не сказаться на их эффективности. Существуют минимальные требования к устойчивости систем к внешним воздействиям. Долгое время стандарты проектирования были направлены на повышение надежности и сокращение времени отклика систем. При этом возможные неисправности отходили на второй план. Учитывая, что самая точная и быстрая система может оказаться абсолютно бесполезной даже в случае одного сбоя, мы не имеем права закрывать на это глаза. Это относится и к ложным срабатываниям, которые нельзя исключить полностью, но нужно стремиться уменьшить их количество. Так что даже на фоне не очень информативной статистики уже можно (и это уже реализовано в новых стандартах) работать над улучшением качества противопожарных систем путем повышения их надежности.

- Эксперты и представители государственных органов давно отмечают чрезмерное количество требований пожарной безопасности и излишнюю зарегулированность отрасли. Противоречия есть даже на уровне федеральных законов, я имею в виду 384-ФЗ и 123-ФЗ. Есть ли выход из сложившейся ситуации?

Д. Гордиенко: Требования пожарной безопасности, установленные в Федеральном законе от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", носят "рамочный" характер. Статьи 8 и 17 Технического регламента устанавливают минимальные требования пожарной безопасности для зданий и сооружений, которые не содержат конкретных числовых параметров и требований к элементам пожарной безопасности объектов капитального строительства. Таким образом, вопрос совместного применения требований Федерального закона № 384-ФЗ и Федерального закона № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не стоит так остро, за исключением существенных различий в подходах к условиям соответствия объекта (здания или сооружения) требованиям безопасности.

Основной проблемой совместного применения указанных технических регламентов является применение сводов правил, разработанных в их развитие, требования которых зачастую дублируют и (или) противоречат друг другу.

По результатам системного анализа, проведенного специалистами института, около 200 сводов правил, разработанных Минстроем России, содержат требования пожарной безопасности. В значительной части они дублируются и противоречат требованиям сводов правил по 123-ФЗ и при этом включены в Перечень обязательных требований.

Одним из возможных путей решения проблемы двойного регулирования в области пожарной безопасности зданий и сооружений, на наш взгляд, является совместная разработка сводов правил Минстроя России, содержащих требования пожарной безопасности. Примером такой согласованной работы является СП "Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности", утвержденный в начале 2020 года в результате межведомственного взаимодействия Минстроя России и МЧС России.

- Политика стандартизации, проводимая в Российской Федерации, предполагает активное участие в разработке стандартов представителей отраслевого бизнес-сообщества. Кто сегодня является членом ТК 274 от бизнес-сообщества? Какие задачи решают изменения в ГОСТах и сводах правил, запущенные МЧС России при участии ВНИИПО?

Д. Гордиенко: Сегодня в ТК 274 "Пожарная безопасность" входят 113 организаций, из которых около 90 организаций и ассоциаций - производителей представляют бизнес-сообщество. В целом члены технического комитета принимают достаточно активное участие в рассмотрении разрабатываемых документов по стандартизации, чему способствовало повышение ответственности и обязанностей организаций-членов ТК 274, заложенных в новом Положении о комитете и большое количество разрабатываемых нормативных документов, затрагивающих интересы самого широкого круга участников рынка, проектных и строительных организаций, государственных корпораций и органов власти.

Разработка новых стандартов и сводов правил, а также актуализация существующих документов направлена в первую очередь на обеспечение безопасности людей, повышение уровня противопожарной защиты объектов экономики, снижение нагрузки на бизнес, гармонизацию национальных требований с государствами-членами Евразийского экономического союза, СНГ и ЕС, внедрение лучших мировых практик в области пожарной безопасности в российскую систему противопожарного нормирования.

- Еще один важный вопрос - сертификация противопожарного оборудования. Расскажите, какими мощностями располагает лаборатория ВНИИПО на данный момент? Какое оборудование и стандарты испытывают специалисты ВНИИПО?

Д. Гордиенко: ФГБУ ВНИИПО МЧС России имеет более чем 25-летний опыт подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности.

Аккредитованные в национальной системе аккредитации испытательные лаборатории института оснащены необходимым испытательным оборудованием и имеют возможность проводить испытания продукции на подтверждение ее соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017). К такой продукции относятся:

  • огнетушащие вещества;

  • антипирены;

  • электроустановочные изделия;

  • огнетушители;

  • автономные устройства пожаротушения;

  • пожарные шкафы, пожарные гидранты;

  • мобильное противопожарное оборудование;

  • технические средства, функционирующие в составе систем пожарной автоматики;

  • технические средства, функционирующие в составе автоматических установок пожаротушения;

  • роботизированные установки пожаротушения;

  • Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных;

  • специальная защитная одежда пожарного;

  • Средства индивидуальной защиты для рук, ног и головы пожарного;

  • средства спасения людей в случае пожара с высоких уровней;

  • инструменты для проведения специальных работ на пожарах;

  • дополнительное оборудование для пожарных;

  • противопожарное оборудование;

  • заполнение отверстий в противопожарных преградах;

  • технические средства, функционирующие в составе систем противодымной вентиляции.

Институт также проводит испытания строительных материалов и кабельной продукции для подтверждения их соответствия требованиям Федерального закона № 123-ФЗ.

Перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 и Федерального закона № 123-ФЗ, содержатся в вышеуказанных нормативных правовых актах. Часть продукции, которая ранее подлежала обязательному подтверждению соответствия требованиям федерального закона, теперь подлежит регулированию ТР ЕАЭС 043/2017. В связи с этим перечень продукции, содержащийся в федеральном законе, будет актуализирован при внесении в него изменений.

Помимо испытаний на подтверждение соответствия пожарно-технической продукции обязательным требованиям пожарной безопасности, институт осуществляет и другие виды деятельности, такие как моделирование процессов в области пожарной безопасности, проведение судебных пожарно-технических экспертиз, обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам, проведение расчетов в области пожарной безопасности и др.

- Согласны ли вы с тезисом о значительном количестве сертификатов на пожарном рынке, выданных без проведения испытаний? Как следует бороться с этим явлением?

Д. Гордиенко: Тезис о значительном количестве сертификатов соответствия на пожарно-техническую продукцию, выданных без проведения испытаний, во многом верен. Однако на выпуск в обращение несоответствующей продукции в равной степени влияют недостаточная квалификация экспертов по сертификации или специалистов испытательных лабораторий, нарушение установленных процедур сертификации и несоблюдение требований методик испытаний. Для борьбы с негативными явлениями в области подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности необходимы совместные усилия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также общественных объединений и организаций.

ВНИМАНИЕ!

Ваше имущество находится под защитой! 👍

Это напоминание для владельцев хорошей системы видеонаблюдения!